maxon писал(а):
asm писал(а):
Идеология всего лишь ПЫТАЛАСЬ базироваться на НЕ
ПОНЯТОМ ДО КОНЦА классическом марксизме. Естественно, еще меньше
базировалась на марксизме так наз. социалистическая экономика.
Сталин:
"Иногда спрашивают: существует ли и действует ли у нас, при нашем
социалистическом строе, закон стоимости?
Да, существует и действует. Там, где есть товары и товарное производство, не
может не быть и закон стоимости.
Сфера действия закона стоимости распространяется у нас прежде всего на
товарное обращение, на обмен товаров через куплю-продажу, на обмен главным
образом товаров личного потребления. Здесь, в этой области, закон стоимости
сохранят за собой, конечно, в известных пределах роль регулятора."http://www.malchish.org/lib/Stalin/ec_probl.htmСталин
строил социалистическую экономику. И использовал закон стоимости в
том виде, в каком его преподнёс Маркс.
Спор наш с Вами не о том, строил ли Сталин социалистическую экономику. Ибо я
согласен, что Сталин строил именно такую экономику. Спор о том, использовал ли
при этом своем строительстве Сталин взгляды классического марксизма. Вы
говорите "использовал", я говорю "не использовал". Но я доказываю свое
"говорение", а Вы, к сожалению, нет (ссылка на "марксиста" Сталина - и
последующих сталинистов - неуместна, поскольку Сталин практически осуществлял
СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ теорию, точнее утопию, Дюринга)
Цитата:
Цитата:
В знаменитой "Критике Готской программы" Маркс написал: общество,
основанное на НАЧАЛАХ коллективизма (это есть 1 фаза коммунизма, но отнюдь не
социализм, как стали утверждать после ленинской неоконченной pаботы
"Государство и революция") не обменивает своих продуктов. Отсюда ясно, что в
этом обществе В ПРИНЦИПЕ не может быть МЕНОВОЙ стоимости - этого кита
рыночной экономики. Именно поэтому Маркс далее добавляет: столь же мало в
качестве регулятора производства в новом обществе будет использоваться
стоимость.
Мы здесь говорим
о социализме. Тема так называется.
"Мы НЕ обсуждаем тут социализм!" - воскликнул кто-то в заголовке...
Цитата:
Под "началами колективизма" можно понимать очень многое, но очевидно,
что при социализме может быть коллективная собственность.
Вне всякого сомнения! К примеру, акционерная собственность есть ничто иное как
КОЛЛЕКТИВНАЯ частная собственность буржуа. Скажем, владение 10% акций
указывает, что данному акционеру из коллективного частного капитала АО в 10 млн
руб. принадлежит доля в 1 млн руб.
Однако, что Вы понимаете под "социализмом"? Для меня социализм - это всего лишь
общественный строй, при котором на государство возлагается известная забота о
нищих и обездоленных согражданах. Отсюда я подразделяю современный
социализм вообще на два основных типа: буржуазный (широко представлен в
Европе) и пролетарский (нет нигде кроме как в основаниях марксизма). Отличие
первого от второго в том, что буржуазный социализм не собирается организовывать
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ способ воспроизводства, коммуну, тогда как именно коммуну
мыслит Маркс в "Критике Готской программы". Поэтому под МАРКСИСТСКИМИ
"началами коллективизма" следует понимать КОММУНИСТИЧЕСКИЕ начала
коллективизма, а не буржуазные. При том, что пролетарский социализм, организуя
внутри себя коммуну, совершает революцию, заменяя КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ способ
воспроизводства, господствующий в госсекторе пролетарского социализма, на
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ.
["Cоциалистического" способа воспроизводства как чего-то единичного не
существует. Как единичное его пытался реализовать в теории Дюринг, а на
практике Сталин и последующие правители СССР - сталинисты. В результате именно
такой практики оказался не реализованным практически "призрак коммунизма"
Маркса и Энгельса. С социалистическом способе воспроизводства можно говорить.
Но - лишь как о НЕЭКЛЕКТИЧЕСКОМ, т.е. не как о дюринго-сталинском, сочетании
капиталистического и коммунистического способов воспроизводства. Да и то - лишь
в пролетарском, или классически марксистском, социализме, предполагающем 3
сектора нар. х-ва: традиционный буржуазный, госсектор и коммунистический
сектор.]
Цитата:
И это не исключает обмена между коллективными собственниками.
Соответственно есть и меновая стоимость. Внутри коллектива это понятие не
используется. Как в коммуне Арслана.
Совершенно верно! А в чем же проблема?
Цитата:
Похоже вы речь ведёте о коммуне, а не о социализме.
Ошибаетесь. По поводу МАРКСИСТСКОГО социализма с его РЫНОЧНЫМ хозяйством
(традиционный, госсектор и коммуна общаются между собой ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
через рыночные отношения) я сказал Вам, что ЦЕНА КАК ТАКОВАЯ, т.е. как именно
рыночная категория, как меновая стоимость, может ПО НАУКЕ формироваться
только на рынке, а не в каком бы то ни было "госкомцен". Последнее - это и есть
практическое осуществление утопической мечты ("теории") Дюринга Сталиным со
товарищи.
Но я веду речь - для большей ясности - и о коммуне, поскольку именно ее ЯКОБЫ
строил Сталин - строил как "ленинский коммунизм 1 фазы".
Цитата:
В отношении коммуны вы возможно правы,
Что ж, спасибо и на этом

.
Цитата:
Цитата:
Что же касается собственно коммуны, то в ней организуется (должно
организоваться ПО МАРКСУ) использование определения стоимости. Но не меновой
стоимости, а, если хотите, стоимости абсолютной...
Знаете, я не очень понимаю зачем понятие стоимости вообще там, где нет обмена?
Вы её можете посчитать как угодно, по ЛЮБОЙ формуле, но как это понятие будет
использовано?
"Мы" имеем дело с коммуной 1 фазы (с первоначальным коммунизмом). Для него (по
крайней мере для него, хотя мне представляется и далее) имеет силу принцип
"распределение по труду". Так вот. Марксисты придерживаются теории ТРУДОВОЙ
стоимости, и именно из ПРАВИЛЬНОГО определения ТРУДОВОЙ стоимости они
получат ПРАВИЛЬНОЕ распределение "по труду". С одной стороны, они сумеют
правильно подсчитать единичные ТРУДОВЫЕ стоимости (нерыночные "цены"
коммуны) своих продуктов личностного (индивидуального) потребления, с другой -
правильно определить ОНЗТ - общественно необходимые затраты труда каждого
индивидуального и совокупного работника.
Однако, если, к примеру, в коммунистической бригаде захотят доставшееся
коллективу, т.е. совокупному работнику, вознаграждение по труду распределять
между членами бригады БЕЗ УЧЕТА БУРЖУАЗНОГО ПРАВА, т.е. не по труду, а в
зависимости от более человечных критериев (см. "Критику Готской программы"), то
- поскольку "у нас" САМОуправление - флаг им в руки для дальнейшего развития
первоначальных коммунистических отношений.
Цитата:
Цитата:
Глупость заключается как раз в НЕ МАРКСИСТСКОМ подходе к
трудозатратам, в подходе а ля Дюринг.
1. ОНЗТ в обществе коллективистов (если оно действительно, а не лишь по
названию таково)
Вы опять про коммуну? Речь о социализме.
Выше я объяснил "о чем это я".
Цитата:
Частная собственность на СП отсутствует, но товарный обмен присутствует.
Почему так? На этот вопрос ответил Сталин в той работе, на которую я дал
ссылку.
В том-то и ДЕЛО, что Сталин не "ответил" на вопрос "почему так", но превратил все
в ЭКЛЕКТИКУ а ля Дюринг. У него товар одновременно есть и его одновременно
нет; у него деньги - одновременно и деньги, и неденьги... Что касается частной
собственности, то достаточно сказать: Хрущев сеял кукурузу так, как самый
настоящий частный собственник - по своей воле и самодурству. То же и "товарищ"
Сталин с "товарищем" Леонидом Ильичом - что хотели "товарищи", то и творили со
средствами пр-ва СССР. По причине "дюрингизма" они их и в обмен пускали...
Цитата:
А для товарного рынка стоимость должна определяться в соответствии с
потребностью общества в данном товаре, а не в соответствии с затратами на
производство. Иначе возникнет та самая ситуация, о которой писал Белов.
Вот это Ваше "а" ("не в соответствии с затратами") показывает Ваше полное
бессилие в вопросах МАРКСИСТСКОЙ политэкономии (если Вы не марксист, то это не
должно Вас обидеть; я специально говорю так, чтобы обидеть человека,
считающего себя марксистом). В коммуне, как мы выяснили, рынка нет. Поэтому в
ней коммунары ЗАКАЗЫВАЮТ то, что им требуется в личностное потребление и что
коммуна в силу своей первоначальности или уже развитости способна произвести.
Но если они заказывают коммуне, опираясь на то, сколько ОНЗТ они сделают,
скажем, в течение рабочей недели, то выходит, что спрос в коммуне практически
точно равен предложению.
Это только в условиях СТИХИИ рынка и сильно монополизированной экономики
(+сталинстское самодурство)меновая стоимость, или рыночная цена, отклоняется от
действительной стоимости, подсчитанной как среднее многолетнее. Это только в
условиях стихии рынка, когда каждый производит на свой страх и риск столько,
"сколько бог на душу положит", спрос и предложение, как правило, не
соответствуют друг другу (не считая редкостей, шедевров и пр. превращаемых в
товар) и потому меновая стоимость отклоняется от стоимости в большую сторону
при недостаточном кол-ве произведенного товара и в меньшую при избыточном. Но,
опять же, это при рынке, о котором в своих иллюзиях грезил знаменитый Егорушка
Гайдар, т.е. при свободном, еще не монополизированном (азербайджанцы здесь ни
при чем

) рынке. Как только стала происходить монополизация рынка, меновая
стоимость стала более независимой от действительных затрат на производство, а
демпингование цен и осознанное уничтожение "излишне" произведенных товаров -
это первые признаки монополизации рынка. Монополии, как известно, весьма мало
считаются с законом спроса и предложения, удерживая рыночные цены на той
высоте, которая нужна им, а не кому бы то другому.
В монополизированной экономике закон стоимости продолжает действовать. Однако
кризисы, которые время от времени приводят в соответствие действительные
стоимости и рыночные (меновые) стоимости, происходят через большее количество
лет, чем при немонополизированной экономике. Удлинению межкризисного периода
(а есть также мнение, что он просто протекает перманентно) способствуют:
многотраслевой принцип формирования монополий (имеется возможность быстрого
перелива капиталов из ставшей убыточной отрасли в прибыльную), рекламная
деятельность, психологически тонко навязывающая потребителям произведенное и
тем уменьшающая количество "неликвидов", организация служб учета спроса и
заказывания, что позволяет уменьшать общую стихийность рыночного
производства.