malchish.org

Форум Мальчиша-Кибальчиша
Текущее время: Сб апр 27, 2024 8:04 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 161 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 11  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Ср янв 08, 2014 4:37 am 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 09, 2010 2:57 am
Сообщения: 3846
Откуда: Санкт-Петербург
Василич писал(а):
Маркс манипулятивно локализовал проблему в рамках отдельного крупного капиталистического производства. Вынес за пределы этого "чёрного ящика" большую часть эксплуататоров и эксплуатируемых.

Уважаемый Василич!
С интересом читаю обсуждение вопроса. Во многом с Вами согласен. Но "выносить за пределы" Марксу было просто необходимо для того, чтобы его теория выглядела логически связанной. Термин "эксплуатация" должен рассматриваться только в отношении "наёмного труда" (как способ изъятия так наз. "прибавочной стоимости", как его применял Маркс), в противном случае, расширяя его до синонима "использования" (одних людей другими), возникнет много нюансов. Использовать людей можно очень по-разному и вовсе не обязательно, что они будут себя чувствовать "угнетёнными".
Эксплуатирующий субъект тоже может быть разный: отдельный человек, социальная группа ("партократия"), страна и т.д. И эксплуатируемый объект, соответственно, тоже.

Термин "эксплуатация" был необходим для логического обоснования теории "классовой борьбы", хотя (по смыслу) он скорее применим к рабовладельческим отношениям (рабам на галерах), к использованию детского труда (детей можно запугать, наказать). А "классовая борьба", в свою очередь, нужна была для обоснования "революции". И т.д. А какая "классовая борьба" может быть на заводе-автомате (в приводимом Максоном примере)??
Цитата:
Это является скрытой формой ростовщичества. А следовательно одной из скрытых форм эксплуатации. Мягче чем банковская кредитная система, но тем не менее ростовщичество. Выдача денег в рост...
Согласен. Можно всё это назвать "эксплуатацией денежной системы" (как "доильный аппарат"). И никто не виноват, мол, "правила игры" такие. (ИМХО). И, возвращаясь к вышесказанному, "эксплуатация" как способ присвоения результатов чужого труда происходит вполне законно. Здесь "право" помогает "экономике".
Искать экономические критерии в самой экономике можно очень долго. Пока не внушена (огнём и мечом) "святость" права частной собственности, не получится никакого "экономического развития" и, следовательно, государства.
Только собственник имеет преимущество в установлении "стоимости" (диктует цену).
И прав тот, у кого больше прав (народная поговорка).

_________________
Зачем строить в России Америку, зачем делать из русских американцев, да еще и за бюджетные деньги? (с)

Деньги - опиум элиты


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Ср янв 08, 2014 10:32 am 
Не в сети
Политик

Зарегистрирован: Чт авг 04, 2011 11:04 am
Сообщения: 798
Василич писал(а):
Что же произошло дальше? Коминтерновские экспериментаторы сломали порочную капиталистическую систему в "одной отдельно взятой стране", а что строить взамен?
Сняли рамки отдельного капиталистического предприятия, декларативно убрав там "эксплуатацию", но тут же попали во внешнюю среду эксплуатации. Получился один большой государственный капиталист-монополист со своей громадной, обобществлённой ПС...

Осталось только стучать в бубны и камлать в бредовом трансе, что эта обобществлённая ПС якобы используется в интересах всего "народа".
Ну-ну... Некоторые сведения о социально-экономическом развитии страны в 1943 году. Ноя 6, 2013 @ История, СССР, Статистика
Цитата:
Изучающие историю Великой Отечественной войны не по фильмам гламурных режиссёров знают, что важную роль в Сталинградской битве сыграл Сталинградский тракторный завод. Но что в общем и целом мы знаем об экономике СССР в переломном 1943 году?

«1943 год ознаменовался выдающимися достижениями Советского Союза в области военной экономики. Общее промышленное производство в СССР по сравнению с 1942 г. увеличилось на 17 процентов, в то время как фашистская Германия имела прирост в 12 процентов. Советский Союз, располагая меньшей промышленной базой, превзошел Германию по выпуску боевой техники и вооружения. 1943 год стал решающим рубежом в достижении превосходства нашей страны над военной экономикой фашистской Германии и ее союзников.

Доходы и накопления народного хозяйства, прежде всего промышленности, являлись основным источником финансирования военных и хозяйственных расходов.

Большую роль играли поступления денежных средств от населения. Второй государственный военный заем (1943 г.) был выпущен на сумму 12 млрд. рублей. Через семь дней подписка достигла более 20,3 млрд. рублей и была прекращена. В 1943 г. определились существенные сдвиги в структуре государственного бюджета. По доходам он составлял около 204,4 млрд. рублей, а по расходам — 210 млрд. рублей. Разрыв между доходами и расходами сократился. Если в 1942 г. дефицит выражался суммой 17,8 млрд. рублей, то в 1943 г. — в 5,6 млрд. рублей. Несмотря на рост военных расходов (125 млрд. рублей, или 60 процентов расходов, вместо 108,4 млрд. рублей, или 59 процентов, в 1942 г.), впервые за годы войны увеличились ассигнования на развитие народного хозяйства, составившие 33,1 млрд. рублей, тогда как в 1942 г. они равнялись 31,6 млрд. рублей. На развитие промышленности выделялось 17,5 млрд. рублей, то есть более половины средств, отпущенных на все народное хозяйство. Ведущие отрасли тяжелой и оборонной промышленности получили около 89 процентов всех ассигнований, направляемых для развития промышленности. На транспорт и связь выделялось 5,8 млрд. рублей. Затраты на сельское хозяйство оставались на уровне 1942 г. — 5,1 млрд. рублей.

Значительная часть капиталовложений направлялась в восточные районы — основную базу военного хозяйства.

В связи с бурным развитием экономики Урала, Западной Сибири и Поволжья большое значение имело совершенствование административно-территориального деления восточных районов РСФСР.

Расширилась сфера деятельности Совнаркома СССР, Госплана, наркоматов. С 1943 г. в Госплане начали функционировать отделы, ведавшие отраслями машиностроения (среднего, тяжелого машиностроения, станкостроения), и Управление по восстановлению хозяйства в освобожденных районах.

В 1943 г. Госплан СССР развернул работу по перспективному планированию развития отраслей народного хозяйства и экономических районов. В августе был утвержден план развития промышленности и транспорта Урала на 1943 — 1947 гг. и намечены планы по ряду отраслей машиностроения. Началась подготовка проекта плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на ближайшие годы.

Советские люди жили и трудились в сложных условиях. Каждый прожитый день был связан с трудностями и лишениями, требовал напряжения физических и духовных сил. Государство располагало еще ограниченными материальными ресурсами, которые приходилось рассчитывать и использовать максимально экономно. В стране велось большое, по масштабам того времени, жилищное строительство. Только в городах и рабочих поселках освобожденных районов к началу 1944 г, было восстановлено и построено более 60 тыс. домов, а в сельской местности свыше 266 тыс. домов. Жилые дома строили промышленные предприятия и сами трудящиеся. Несмотря на ограниченные возможности, принимались меры для улучшения лечения и отдыха населения.

В 1943 г. в СССР работало 33 тыс. массовых библиотек и 62 тыс. клубов. 9 февраля 1943 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о создании четырехмиллионного книжного государственного фонда для восстанавливаемых библиотек.

Крупные музеи страны вновь развернули свои экспозиции.

В 1943 г. становится более насыщенной театральная жизнь страны.



Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Ср янв 08, 2014 11:53 am 
В сети
Вождь

Зарегистрирован: Сб дек 11, 2010 5:40 pm
Сообщения: 8334
Откуда: инженер из СССР
Василич писал(а):
...речь может идти не об эксплуатации членов такой фирмы-банды, а о "нечестном" распределении уворованного хабара...
...присвоение тоже может быть (а чаще всего и бывает) несправедливым. Вот только как измерить эту "несправедливость".
Как определить стоимость трудового вклада каждого работника в общую "копилку"?...
Уважаемый Василич!
Обращаю ваше внимание, на то, что вы подошли к другой стороне определения эксплуатации, но ушли вбок. :)
Эксплуатация в русском имеет явно выраженный негативный оттенок.
То есть уже в самом термине уже содержится моральная оценка и пропагандистское начало.
Поэтому очень важно понять, а что такое "нечестно", "несправедливо", или, уходя от отрицаний,
что такое справедливое распределение результатов труда?

Я склонен думать что сия категория относится к внутреннему миру человека,
она субъективна,
никакая формула не убедит обиженного, что его не обдурили.
Мера справедливости внутри человека,
сформирована ранее методами концептуального управления.

Как это формировать - более-менее понятно,
а как измерить эмоции в отношении оценки справедливости
- не представляю даже как подобраться к проблеме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Ср янв 08, 2014 1:34 pm 
Не в сети
Политолог
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 2:01 pm
Сообщения: 1388
Откуда: Москва
Рад новой встречи в Новом Году, уважаемый Владимир.

Владимир Галка писал(а):
С интересом читаю обсуждение вопроса. Во многом с Вами согласен.


Благо дарю Вам за такую оценку моих скромных усилий. :D

Цитата:
Но "выносить за пределы" Марксу было просто необходимо для того, чтобы его теория выглядела логически связанной.


Именно. Потому как без этих искусственных ограничений вся эта манипулятивная теория рассыпается как песочный замок под тропическим ливнем действительной, а не марксовой манипулятивно виртуальной реальности.

Цитата:
Термин "эксплуатация" должен рассматриваться только в отношении "наёмного труда" (как способ изъятия так наз. "прибавочной стоимости", как его применял Маркс), в противном случае, расширяя его до синонима "использования" (одних людей другими), возникнет много нюансов. Использовать людей можно очень по-разному и вовсе не обязательно, что они будут себя чувствовать "угнетёнными".


Ну почему же только в отношении "наёмного труда"?
Разве среди наёмников не может быть "эксплуататоров", а среди собственников "эксплуатируемых"?
А разве вне марксовых границ единичного капиталистического производства нет участников этого процесса формирования ПС?

Например, вкладчики банков-кредиторов или фирмы-поставщики материальных ресурсов и компонентов производства. А через них опосредованно и весь народ, как суверенный владелец природных ресурсов территории. Почему это всех их необходимо выносить за пределы рассмотрения?

Ведь, например, загрязняя окружающую среду, кап. производство фактически эксплуатирует здоровье всех проживающих на этой территории людей. А достаточно ли компенсирует эту эксплуатацию?

Цитата:
Эксплуатирующий субъект тоже может быть разный: отдельный человек, социальная группа ("партократия"), страна и т.д. И эксплуатируемый объект, соответственно, тоже.


Верно. И даже мировая финансовая или вообще мировая экономическая система.
И, заметьте, Маркс как раз подводил теоретическую базу под критику мировой капиталистической системы, а ограничивался лищь рассмотрением предельно локального капиталистического производства. И на базе локальной теории делал глобальные выводы. Разве это не метод демагогии и манипуляции сознанием масс?

Цитата:
Термин "эксплуатация" был необходим для логического обоснования теории "классовой борьбы", хотя (по смыслу) он скорее применим к рабовладельческим отношениям (рабам на галерах), к использованию детского труда (детей можно запугать, наказать). А "классовая борьба", в свою очередь, нужна была для обоснования "революции".

Именно так. Доведение общества до революции и была главная цель марксизма. А учитывая, что никакой альтернативы этой "эксплуататорской" ПС Маркс так и не смог предложить, то подлинной целью было не установление "справедливой" экономики, а разрушение сложившихся государств и перехват власти в интересах масонского мононационального "интернационала".

И вся эта "теория классовой борьбы" была Марксом высосана из 21-го пальца Энгельса. Кстати, весьма богатого капиталиста, который почему-то не взялся проверить справедливость марксизма на своих собственных предприятиях, освободив рабочих от непомерной капиталистической эксплуатации...

Вся "теория классов" превратилась в пшик при "победе социализма". "Рабочий класс" по тому же марксизму должен был потерять свою "революционность", а "пролетариата" вообще не должно было остаться. Ведь у него должна была кроме "своих цепей" появиться ещё, как минимум, "новоприобретённая" власть! Ведь он стал теперь властителем и "коллективным собственником". Но вот лозунги и вся марксистская демагогия почему-то остались...

О чём это говорит? Да о том, что не для тех целей, которые декларировались, они писались.

Цитата:
А какая "классовая борьба" может быть на заводе-автомате (в приводимом Максоном примере)??


Верно. А какая классовая борьба может быть в капиталистическом банке, где наёмные работники получают баснословные зарплаты, как долю от спекулятивных и ростовщических операций? А в офисах крупных корпораций? А в шоу бизнесе? И даже на производственных фирмах, где даже последний рабочий получает зарплату много больше, чем реально заработал, за счёт дележа уворованного у потребителя. А так как потребителями являются все, то нынешняя капиталистическая экономика является глобальной, сложно запутанной системой воровства у самих себя. Т.е. глобальной системой самоэксплуатации. Со всеми теми же явлениями несправедливого, но уже фактически бесклассового, распределения.

И самым поганым получается то, что максимальную относительную прибыль за счёт социальных пособий получают не работающие асоциальные паразиты. Но в приоде и в обществе, как её части такие перекосы быстро компенсируются. Вот и захлестнули развитые кап. страны мутные волны миграции инородных паразитов. Вот кто сейчас главный эксплуататор в Европе и Америке. И нас уже ощутимо цепляет эта проблема "неклассовой борьбы"...

Цитата:
Согласен. Можно всё это назвать "эксплуатацией денежной системы" (как "доильный аппарат"). И никто не виноват, мол, "правила игры" такие. (ИМХО). И, возвращаясь к вышесказанному, "эксплуатация" как способ присвоения результатов чужого труда происходит вполне законно.


Конечно. Это законы кап. системы. Поэтому и всё "законно". Любая законодательная система создаётся под главенствующую социально-экономическую систему. В законодательстве действует тот же вульгарный "дарвинизм". Законы лишь подстраиваются под новые условия выживания. Законы способны лишь отражать и закреплять уже сложившиеся состояние дел и положение вещей в социально-экономической реальности. Если законы не соответствуют реалиям социально-экономической жизни, они просто "вымирают". В нашем наивном российском законодательстве (особенно в волюнтаристской медведевщине) таких нежизнеспособных "выкидышей" полно...

Если кто-то ещё грезит утопией, что можно принять "правильный" закон и всё сразу же изменится к "лучшему", то давно пора избавиться от такой детской наивности. Законы не могут порождать что-то революционно лучшее, не присутствующее уже в достаточной мере в социально-экономической среде.

Если Политика - искусство достижения лучшего из возможного, то Законодательство - искусство закрепления лучшего из уже существующего.

Цитата:
Искать экономические критерии в самой экономике можно очень долго. Пока не внушена (огнём и мечом) "святость" права частной собственности, не получится никакого "экономического развития" и, следовательно, государства.

Это всё заморочки либерал-капиталистов. Нет в самой частной собственности никакой "святости". Иначе всех воров, которые успели перевести награбленное в какую-то "частную собственность" нужно было бы незамедлительно объявлять "святыми". :lol:

Мировая история знает множество примеров головокружительного экономического развития и сильной государственности на основе главенства общественной собственности. Нам, наследникам СССР, напоминать об этом даже неприлично.

Цитата:
Только собственник имеет преимущество в установлении "стоимости" (диктует цену).


Собственник-производитель уже давно не диктует цены в современной экономике. Цены устанавливают биржевые спекулянты и пройдохи-маркетологи. А им диктуют с вершины пирамиды глобальной "МММ". Диктуют конечно же не напрямую, а опосредованно, через установку и изменение "правил игры". А в экстренных ситуациях и через тайные лазейки в обход установленных "правил".

Цитата:
И прав тот, у кого больше прав (народная поговорка).

Надеюсь Вы понимаете саркастический подтекст этой поговорки. Он (контекст) не постулирует, а осуждает такую несправедливость...

_________________
Я так ВИЖУ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Ср янв 08, 2014 2:14 pm 
Не в сети
Политолог
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 2:01 pm
Сообщения: 1388
Откуда: Москва
Грибник писал(а):
Эксплуатация в русском имеет явно выраженный негативный оттенок.
То есть уже в самом термине уже содержится моральная оценка и пропагандистское начало.
Поэтому очень важно понять, а что такое "нечестно", "несправедливо", или, уходя от отрицаний,
что такое справедливое распределение результатов труда?


А разве приведённое мной ранее словарное определение (выделено выше синим) не носит негативный социально-экономический оттенок?

Хотя общее понимание французского слова "эксплуатация" в современном русском языке носит три разных значения:
ЭКСПЛУАТАЦИЯ (от французского exploitation - использование, извлечение выгоды),
1) присвоение результатов чужого неоплаченного труда.
2) Разработка, использование природных богатств.
3) Использование средств труда, транспорта...


Согласитесь, что кроме первого, явно идеологизированого определения, остальные весьма нейтральны.

Ведь в первосмысле, а именно использовании, извлечении выгоды, нет ничего отрицательного. Отрицательным это слово сделал не русский язык, а марксизм, поставив знак тождества между извлечением выгоды и угнетением.

А вот введите в этот процесс не просто выгоду, а взаимовыгодность и эта самая "эксплуатация" уже не будет имет ничего общего с "угнетением". И очередная иллюминатско-марксистская заморочка превратится в пшик...

Цитата:
Я склонен думать что сия категория относится к внутреннему миру человека,
она субъективна,
никакая формула не убедит обиженного, что его не обдурили.
Мера справедливости внутри человека,
сформирована ранее методами концептуального управления.


Не скажите. Убедить человека, что его "не обидели" при помощи формулы может и сложно (хотя возможно, но тяжело), а вот убедить не обиженного что его "обидели" очень даже легко. На этом и строится данный тип манипуляции наукообразностью...

Что касается субъективности меры, это правильно. Только КОБовцы считают меру некой вселенской объективной данностью. Мера есть категория мировоззренческая, инструмент абстракного измерения субъективных отражений реальности. А следовательно подвержена Концептуальномку (мировоззренческому) управлению.

Цитата:
Как это формировать - более-менее понятно,
а как измерить эмоции в отношении оценки справедливости
- не представляю даже как подобраться к проблеме.


Верно. Крайне тяжело. Поэтому я попытался сформулировать приводящие вопросы по данной теме:
1. Что такое общественно необходимый труд?
2. Как определить стоимость такого труда?


Жаль, что пока на них никто не попытался ответить...
Может Вы попробуете?

_________________
Я так ВИЖУ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Ср янв 08, 2014 2:37 pm 
Не в сети
Политолог
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 2:01 pm
Сообщения: 1388
Откуда: Москва
srha писал(а):


Ну и что Вы этим хотели сказать?
Можно хоть немного от себя и напрямую?
Меня интересуют не "факты", а ваша их трактовка.

Вы хотите опровергнуть моё утверждение, что никакого "пролетариата", которому "нечего терять кроме своих цепей" в СССР уже не осталось? Или что под Сталинградом его герои-защитники делились по "классам"???
А среди наступающих и зверствующих немецких оккупантов не было рабочих?
А может среди предателей власовцев не было рабочих и крестьян?

Великая Отечественная как раз и показала на практике всю несостоятельность марксизма с его "теорией классовой борьбы". Какие-то силы и их интересы оказались несоизмеримо выше классовой солидарности и вражды между классами. И это оказались как раз те силы, которыми Маркс презрительно пренебрёг.

Благо Вам дарю, коллега, за иллюстрацию правоты моих утверждений.

_________________
Я так ВИЖУ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Ср янв 08, 2014 4:04 pm 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт апр 06, 2010 10:04 am
Сообщения: 3330
Откуда: Владивосток
Василич писал(а):
Грибник писал(а):
а как измерить эмоции в отношении оценки справедливости
- не представляю даже как подобраться к проблеме.

Верно. Крайне тяжело. Поэтому я попытался сформулировать приводящие вопросы по данной теме:
1. Что такое общественно необходимый труд?
2. Как определить стоимость такого труда?


Попробуем с конца :)
Стоимость общественного труда равна стоимости общественно-произведенного продукта. И наоборот
Ведь общество использует столько труда, сколько нужно для его существования, то есть. - столько труда, сколько нужно затратить для производства необходимого для существоания всего общества продукта.

Очевидно, что при этом общество безусловно потребит тот объем продукта, что создан этим количеством труда
И хотя нам понятно, что общество, являясь функцией во времени, стремится к росту, а следолвательно - затрачивает труда и получает продукта с некоей перспективой увеличения, но также понятно, что одноврменно же общество в процессе роста догоняет своим потреблением этот задел продукта на будущее.
Так что равенство количества труда и потребленного продукта можно считать устоявшимся для любого момента времени, то есть величины являются конечными.

При этом также очевидно, что общество затратит это конечное количество труда в любом случае, безусловно.
А вопрос - сколько труда в абсолютном выражении и сколько продукта в абсолютном выражении - не имеет значения.
При любых абсолютных значениях общий объем продукта равен общему количеству труда.
Это общее количество труда, равное общему продукту в данном уравнении отражает общественно-необходимый труд.

Если бы никаких катаклизмов, включая взбрыки свободы воли разных индивидов не было, это устоявшееся в течении долгого времени равенство можно было раздробить на составные части, вычислив (или даже просто назначив - хрен бы кто рыпнулся возмущаться, не имея свободы воли) долю труда каждого члена общества и соотнести с ней долю произведенного продукта. Мы бы получили железобетонную формулу стоимости, как отношения конкретного труда и конкретного продукта.
Но совершенно очевидно, что это соотношение равенства может всегда и везде существоать только в совокупно-общественном объеме. При этом размер общества также не имеет значения - хоть мильон, хоть два челвоека, хоть один Робинзон. Важно - чтобы это общество не обменивалось трудом и продуктом с внешними ареалами, тогда равенство безусловно соблюдается.

Внутри же общества благодаря пресловутой свободе воли одни его элементы могут производитье больше, потреблять меньше или наоборот. И совершенно очевидно, что обществе величиной более одного индивида это обстоятельство - свобода воли - рождает несправедливость в отношениях уже хотя бы ненулевыми вероятностями грабежа, мошенничества или обычного обмана одними индивидами других - как в деле дележа продукта, таки в процессе приложения конкретного труда.
То есть, мы сталкиваемся с неразрешимостью - если есть свобода воли, то возможен обман в процессе распределения по частям совокупного труда и совокупного продукта. Если же нет свободы воли, то делить можно как угодно - хоть поровну, хоть одному всё, другим ничего - безвольные индивиды примут любой вариант, как любая домашняя скотина. То есть, ни в челвоечьем обществе, ни в скотинячьем - соотношение между конкретным трудом и конкретным продуктом установить невозможно.

Теперь стоит вспомнить, что справдливость - есть общественное отношение, возникающее в среде отношениий между двумя и более индивидами и не существующее для отдельного индивида. Одинокий Робинзон будучи обществом одного субъекта, не имеет отношений, - ему не с кем делить количество труда и объем продукта, поэтому его отношение к самому себе может быть хоть безгранично справедливым, хоть нет - предъявить претензию некому, если не произошло шизофренического раздвоения.

Если справдливость есть результат отношений между несколькими субъектами, то является она относительной?

Недавно смотрел лекцию Дугина, там он достаточно аргументированно показывает, что общество состоит из не менее трех человек. Два челвоека - еще не общество, потому что между ними может возникнуть только отношение "я-субъект-индивид и другой субъект-индивид". А с появлением третьего возникат ситуация-отношение "я-субъект и общество (остальные субъекты)". При этом возникает феномен субъектности общества, которая превышает сумарную субъектность входящих индивидов.. - то есть, к любой комбинации отношений "индивид-индивид" добавляется целая паутина дополнительных отношений "каждый индивид - всё общество", "пара индивидов - всё общество", "субобщество-общество" и так далее.
При этом, вся совокупность отношений определяет это общество в виде субъекта, сводя на нет или к минимуму установление отношений с внешними субъектами, не входящими в общество. То есть, перед нами то, что называется обычно народ, страна, государство, Родина, которое как субъект имеет свой субъектный интерес, цель и также свободу воли.
И это общество-субъект производит общественно-необходимый продукт, затрачивая общественно необходимый труд, обслуживая само себя точно также, как одинокий субъект-Робинзон. Как мы помним, для одинокого субъекта-Робинзона существует абсолютная справдливость по отношению к самому себе, которую ему не с чем сравнить, а можно лишь установить такой, какой хочется в соответсвии с его субъектным разумным подходом. Значит и общество-субъект, отделенное от других, устанавливает свою субъектную абсолютную справедливость.

Справедливолсть абсолютна как желание, интерес или цель любого конкретного общества, незаивисмого от других (и неабсолютна в той степени, в какой субъект-общество зависит от мета-общества, частью которого является)
Таким образом отношения справдливости между индивидами всегда относительны к абсолютной справедливости всего общества - то, что подчинено целям и интересам общества - справедливо, а что им противречит - несправедливо.

_________________
Отказ от стоимости в экономике - путь к свободному труду.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Чт янв 09, 2014 12:07 am 
Не в сети
Политолог
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср фев 28, 2007 2:01 pm
Сообщения: 1388
Откуда: Москва
Пойнтс писал(а):
Василич писал(а):
Грибник писал(а):
а как измерить эмоции в отношении оценки справедливости
- не представляю даже как подобраться к проблеме.

Верно. Крайне тяжело. Поэтому я попытался сформулировать приводящие вопросы по данной теме:
1. Что такое общественно необходимый труд?
2. Как определить стоимость такого труда?


Попробуем с конца :)
Стоимость общественного труда равна стоимости общественно-произведенного продукта. И наоборот
Ведь общество использует столько труда, сколько нужно для его существования, то есть. - столько труда, сколько нужно затратить для производства необходимого для существования всего общества продукта.


Рад Вам, мой старый партнёр по дискуссиям. И благо дарю Вам за неизменно содержательный ответ.

Но речь идёт не об общественном труде вообще, а об общественно необходимом труде.
Когда я первый раз задавал эти вопросы уважаемому Shurry, то ниже дал подводящий контекст:
Василич писал(а):
Вот, например, производство каких-нибудь модных безделушек инкрустированных золотом и бриллиантами является общественно полезным трудом?

А как определить стоимость труда по производству товара так и не дошедшего до потребителя, а выброшенного на свалку или утопленного в океане?


Во-первых, общество, находящееся в гедонистическом угаре потреблятства требует много больше, чем ему нужно для существования и устойчивого развития. Что приводит к обратному - деградации личности и общества.

Во-вторых, оно производит ещё и много больше того, что способно вообще потребить. Даже не говоря о разумной и моральной необходимости и достаточности

И, в-третьих, тратит колоссальные усилия на общественно бесполезную и даже социально вредную деятельность. К ним относится пьянство, наркомания (включая адреналиновую), азартные игры (включая биржевые спекуляции), гедонистические зрелища (шоу бизнес и коммерческий спорт) и т.д. и т.п.

Так в сфере финансовых спекуляций обращается 75% мировых финансовых ресурсов и лишь 25% в сфере производства товаров и услуг...

А 65% товаров, продаваемых в США максимум через 3 недели оказывается на свалках (часто даже не распакованными). Учитывая, что США потребляет 52% мировых ресурсов, то 34% их (включая невозобновляемые) просто уничтожаются. Ещё и нанося вторичный вред природе.

Отсюда вопрос. Куда девать тот общественный труд, который затрачен на производство этого не нужного товара? В какую стоимость включать?
А к какой стоимости отнести те 75% финансовых ресурсов, отданных ничего не производящим, но потребляющим спекулянтам?

И так, мы имеем громадную раковою опухоль паразитов на теле человечества. К которым невольно относятся и те честные работники, которые произвели товары на свалку. Ведь их труд не только не стал общественно необходимым, но и превращён в общественно вредный. Туда же относятся и все работники производства и сферы услуг, обслуживающих паразитов из сферы финансовых спекуляций и гедонистического разврата, и т. д.

Так куда же девается эта паразитическая стоимость?
А больше некуда, как добавляется к стоимости общественно необходимых товаров и услуг. А кто за это расплачивается? Кто тащит на своём горбу эту паразитскую прибавочную стоимость? Участники общественно необходимого производства и они же как потребители. Включая и "проклятых капиталистов", организующих и управляющих этими предприятиями...

Так кто же главный эксплуататор в современной экономике???

А что об этом говорил Маркс? Да ровным счётом ничего. Он бодро перевёл стрелку с социальных паразитов на организаторов и управителей капиталистического производства...
Поэтому марксизм очень выгоден современным социальным паразитам. Если бы они его не инициировали через иллюминатов в 18 веке, то непременно сделали бы это сейчас...

Цитата:
И хотя нам понятно, что общество, являясь функцией во времени...


Общество есть субъект исторического процесса, а не "функция во времени". Функии являются инструментом абстрактного описания некоего процесса поведения системы объектов и субъектов, но не тождественны им.

Цитата:
Так что равенство количества труда и потребленного продукта можно считать устоявшимся для любого момента времени, то есть величины являются конечными.


Как я описал выше, такого равенства нет. Значительная часть человечества голодает, а значительная часть произведённого продукта выбрасывается.

А вывод "то есть величины являются конечными" вообще не к месту. При чём тут конечность и статичность. Разве какой-то количественный показатель материального производства может быть бесконечным?

Да и труд, и потребление категории весьма динамичные. Разнонаправленность изменения этих категорий и порождают экономические кризисы. Это и есть родовое проклятие капиталистической экономики.

Цитата:
При любых абсолютных значениях общий объем продукта равен общему количеству труда.
Это общее количество труда, равное общему продукту в данном уравнении отражает общественно-необходимый труд.


А как же производительность?
Ведь при разной производительности для производства фиксированного объёма продукции нужно и разное количество труда. Один оператор экскаватора произведёт больше, чем десяток землекопов. И при этом затратит физического труда меньше, чем один из этих землекопов...
Так как и во сколько вы оцените труд экскаваторщика и во сколько землекопа.

А теперь представте, что экскаваторщике в дефиците. Как это скажется на стоимость труда экскаваторщиков и землекопов?
А если земляные работы никому не нужны?
Ну и при чём здесь отношение объёма продукта и количества труда?
Так что и это соотношение оказывается весьма лукавым.

Цитата:
Если бы никаких катаклизмов, включая взбрыки свободы воли разных индивидов не было, это устоявшееся в течении долгого времени равенство можно было раздробить на составные части, вычислив (или даже просто назначив - хрен бы кто рыпнулся возмущаться, не имея свободы воли) долю труда каждого члена общества и соотнести с ней долю произведенного продукта. Мы бы получили железобетонную формулу стоимости, как отношения конкретного труда и конкретного продукта.


Сочетание "свобода воли" абсурдно. Потому как Воля, как внутренне состояние сознания человека, или есть, или её нет. Если Воля есть, то никакая "свобода" ей не нужна. А если её нет, то никакая свобода не сделает безвольного человека вольным.

Так Вы видите высшую справедливость только в обществе безвольных рабов?

И о "железобетонной формуле стоимости".
Вы считаете, что стоимость порождается исключительно трудом, затраченным на производство продукта?
А если этот продукт оказался не востребованным?
Тогда сколько стоит такой невостребованный труд? Ноль рублей, ноль копеек?
А учитывая, что такой труд безвозвратно израсходовал (испортил) весьма конкретные ресурсы?
Кто за них заплатит? Значит стоимость такого труда уже отрицательная?
А стоимость утилизации невостребованного товара лишь увеличивает эту отрицательную стоимость?

Получается, что НЕ ТОЛЬКО ТРУД определяет стоимость, а значит и "прибавочную стоимость"?

Цитата:
Но совершенно очевидно, что это соотношение равенства может всегда и везде существоать только в совокупно-общественном объеме. При этом размер общества также не имеет значения - хоть мильон, хоть два челвоека, хоть один Робинзон. Важно - чтобы это общество не обменивалось трудом и продуктом с внешними ареалами, тогда равенство безусловно соблюдается.


Хоть один Робинзон не получится по определению. Общество начинается с общественных (социальных) отношений. У Робинзона самим с собой не могло быть общественных отношений. Разве что только с козами. Но тогда их тоже необходимо включить в "общество". :lol:

ОБЩЕСТВО, в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённая форма социальных отношений.
(Современная энциклопедия. 2000)


Следовательно общество начинается как минимум с двух субъектов общественных отношений. Как бы там Саша Дугин не извращался...

Далее. Любая социальная система есть открытая система. Она получает ресурсы из внешней окружающей среды и туда же сбрасывает отходы своей жизнедеятельности.

Так что ваше требование закрытости от ареала (внешней среды) концептуально не выполнимо.

И самое главное. Откуда Вы взяли, что справедливость и социальное равенство тождественные понятия?

Вы считаете что тунеядец и трудяга должны быть социально равны? Или должны быть социально равны люди с разной социальной значимостью?

А как оценивать труд людей с разными базовыми физическими или умственными возможностями?

Цитата:
То есть, мы сталкиваемся с неразрешимостью - если есть свобода воли, то возможен обман в процессе распределения по частям совокупного труда и совокупного продукта.


Справедливость категория не экономическая, а этическая, духовно-нравственная. Как и её противоположность - обман. И воля здесь здесь выполняет совсем не тот смысл, который Вы ей приписываете. Действительно Вольный Волею человек всегда высоко духовно-нравственен. Ему не нужен обман, как "свободному рабу". Он всего способен достигнуть по Прави своей несокрушимой Волей. Обман же удел слабых, безвольных людей.

Цитата:
Теперь стоит вспомнить, что справедливость - есть общественное отношение...

С-ПРАВ(Ь)-едливость это соответствие высшим мировозренческо-этическим категориям Прави, а не общественные отношения. Справедливость имеет место быть и вне общественных отношений. Каждый человек, вне зависимости от общественных отношений должен жить по Справедливости, по Прави. Быть справедливым прежде всего с самим собой. Вот тогда и в обществе он будет справедливым. Иное невозможно и есть лукавство.

Только если человек своё сознание выстраивает по Прави он может быть справедлив и в обществе.
Верно и обратное. Если человек не справедлив в обществе, он не может быть правильным и в собственном сознании. Такой человек гнилой прежде всего изнутри.

Цитата:
Справедливолсть абсолютна как желание, интерес или цель любого конкретного общества, незаивисмого от других (и неабсолютна в той степени, в какой субъект-общество зависит от мета-общества, частью которого является).


А разве желание, интерес или цель кокого-то там общества могут быть абсолютными?

АБСОЛЮТНЫЙ
1) Безусловный, неограниченный, безотносительный.
2) Совершенный, полный.
(Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970)


Цитата:
Таким образом отношения справедливости между индивидами всегда относительны к абсолютной справедливости всего общества - то, что подчинено целям и интересам общества - справедливо, а что им противоречит - несправедливо.


Любое общество в широком смысле бесконечно противоречиво в своих желаниях, интересах и целях. Более того, они крайне изменчивы во времени. Большое общество - это большая помойка противоречивых желаний, интересов и целей. Как такая помойка может определять СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Даже если оно вдруг таки в чём-то и "определится" в части "справедливости" по принципу "демократического большинства" (что сомнительно), то очень на короткий миг.

Нет. Общество не способно сформировать незыблемые принципы справедливости. Максимум на что оно способно, это принять некие заведомо не справедливые нормы общественного поведения. Да и то с неизменным принуждением весьма значительной части несогласных, а также слабовольных нарушителей.

Благо дарю за интересные поводы поразмыслить над широкой проблематикой данной темы. {beer}

_________________
Я так ВИЖУ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Чт янв 09, 2014 10:04 am 
Не в сети
Политик

Зарегистрирован: Чт авг 04, 2011 11:04 am
Сообщения: 798
Василич писал(а):
Осталось только стучать в бубны и камлать в бредовом трансе, что эта обобществлённая ПС якобы используется в интересах всего "народа".
srha писал(а):
Ну и что Вы этим хотели сказать?
Вроде бы даже выделял:"Доходы и накопления народного хозяйства, прежде всего промышленности, являлись основным источником финансирования военных и хозяйственных расходов". Для вас - "якобы" не нашёл. И, тов. Сталин настаивал: "Советская власть обобществила средства производства, сделала их собственностью всего народа и тем уничтожила систему эксплуатации, создала социалистические формы хозяйства", - Экономические проблемы социализма в СССР, 1952г.

Василич писал(а):
Вы хотите опровергнуть моё утверждение, что никакого "пролетариата", которому "нечего терять кроме своих цепей" в СССР уже не осталось?
Да бог с вами. Наверное у нас разные понятия о пролетариате. Хорошо и то, что здесь вы определением пролетариата от Сервия Туллия не пользуетесь.

Василич писал(а):
Великая Отечественная как раз и показала на практике всю несостоятельность марксизма с его "теорией классовой борьбы". Какие-то силы и их интересы оказались несоизмеримо выше классовой солидарности и вражды между классами. И это оказались как раз те силы, которыми Маркс презрительно пренебрёг.
Хм... Подставьте вместо "Великая Отечественная" слово "Восходящая Луна" - и ведь ни чё в фразе не изменится. Вот он высший пилотаж - построить фразу так, что она может произносится с двумя такими разными сущностями. И становится возможным это только потому, что фраза не затрагивает их действительные сущности, т.е. не относится к ним. Демагоги плачут...

Василич, а я кажется здесь вас понял - ведь если описывать только то, что видишь и не подключать формальную логику, то действительно - войны и Луна были и при Марксе, и после Маркса, и до Маркса, и до классов, и даже, говорят, до появления человека. И поднимаются какими-то силами несоизмеримо выше классовых ...
Проще говоря - ваш довод: "Какие-то силы" и т.д., - не довод. Они были раньше и их ни кто не отрицал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Чт янв 09, 2014 3:15 pm 
Не в сети
Политолог

Зарегистрирован: Пт апр 20, 2012 8:51 pm
Сообщения: 1411
Василич писал(а):
Но речь идёт не об общественном труде вообще, а об общественно необходимом труде.
Когда я первый раз задавал эти вопросы уважаемому Shurry, то ниже дал подводящий контекст:
Василич писал(а):
Вот, например, производство каких-нибудь модных безделушек инкрустированных золотом и бриллиантами является общественно полезным трудом?

А как определить стоимость труда по производству товара так и не дошедшего до потребителя, а выброшенного на свалку или утопленного в океане?

Прошу извинить, не имел возможности отреагировать в тот момент. Дискуссия традиционно подвергается распылению. Предлагаю вернуться к определению таких базовых определений как эксплуатация, стоимость и она же в качестве прибавочной.
1. Ваше определение или определение с которым Вы согласны:
Цитата:
Мы же говорим не об "эксплуатации" вообще, а о социально-экономической эксплуатации. Здесь уместно рассмотреть определение:
Эксплуатация — присвоение результатов труда другого человека без обмена или с предоставлением взамен товаров (услуг, денег), стоимость которых меньше, чем стоимость, созданная трудом этого человека.
лично мне несколько не приемлемо. Основной акцент, пусть и для социально-экономической эксплуатации ставится все таки на использование. Использовании не результатов труда, коим в большинстве случаев является материальный продукт. Результат труда может быть просто отнят в результате антиобщественных действия. Это грабеж, воровство, мошенничество и еже с ними. Для таких действий есть свои определения, зачем их распространять на независимый термин «использовать» социально-экономической эксплуатации. Такая эксплуатация, как выше уже предложено В. Галка, может характеризоваться только использованием чужого труда или чужой рабочей силы(в угоду марксистам). Это труд априори угнетаемых рабов и труд наемных работников. Можем ли мы ставить на одну чашу весов привлечение рабского труда и труда наемников, оплата которого производится на заведомо оговоренном и взаимовыгодном уровне?
2. Стоимость труда по производству товара так и не дошедшего до потребителя не зависит от размера его полезности для потребителей. Или может не соответствовать той стоимости которую потребитель в качестве оплаты готов за нее предложить. Только на этом этапе может возникать понятие прибавочной стоимость, которую Маркс посчитал заведомо определенной, ориентируясь при этом похоже, на устоявшуюся меновую цену рынка. Т.н. прибавочная стоимость может менять свое значение от минуса до плюса. Какая же она при этом в общем случае прибавочная?


Последний раз редактировалось Shurry Чт янв 09, 2014 4:48 pm, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Чт янв 09, 2014 4:03 pm 
Не в сети
Писатель

Зарегистрирован: Ср ноя 23, 2011 12:36 pm
Сообщения: 498
Откуда: г. Санкт-Петербург
Хорошую вы тему начали!
Удачно, я считаю.
Ведь если с получением "формулы стоимости" никак не получается, то возможно, зайдя со стороны "формулы эксплуатации", нам удастся получить какие-нибудь численные значения. Во всяком случае, этот путь желательно все же пройти до конца.
Пойнтс писал(а):
Попробуем с конца :)

Стоимость общественного труда равна стоимости общественно-произведенного продукта. И наоборот

Ведь общество использует столько труда, сколько нужно для его существования, то есть - столько труда, сколько нужно затратить для производства необходимого для существования всего общества продукта.

Очевидно, что при этом общество безусловно потребит тот объем продукта, что создан этим количеством труда.
При этом также очевидно, что общество затратит это конечное количество труда в любом случае, безусловно.
При любых абсолютных значениях общий объем продукта равен общему количеству труда.

Это общее количество труда, равное общему продукту в данном уравнении отражает общественно-необходимый труд.

Согласен со всем вышесказанным. Разделяю и поддерживаю.

Но эти положения выводят нас к так мною любимому тезису о воспроизводстве (простом и расширенном), в данном случае - о воспроизводстве всего человеческого Общества.

И вот, если посмотреть со стороны воспроизводства, то получается, что всё Общество для обеспечения собственного расширенного воспроизводства должно производить продукцию, затрачивая на это усилия (труд) всех своих членов (в неравной степени). И очевидно, что сколько требуется продуктов для обеспечения этого воспроизводства, столько и будет произведено всем Обществом, не взирая на то, сколько затрат усилий (труда) на это потребуется. Потому что "стоимость труда" измеряется не затратами (усилиями), а - запросами (потребностями) всего Общества в собственном воспроизводстве. Мы (все люди) своим трудом, по сути, всего лишь обеспечиваем Обществу возможность его воспроизводства - и только.

Отсюда можно уже отталкиваться.
Поскольку весь совокупно произведенный в обществе продукт (как и все совокупно затраченные на его производство усилия) можно условно принять за ЕДИНИЦУ, которая затем уже распределяется между отдельными членами этого Общества (справедливо или нет - это уже отдельный разговор, о чем, собственно, и завели здесь речь).

Пойнтс писал(а):
Недавно смотрел лекцию Дугина, там он достаточно аргументированно показывает, что общество состоит из не менее трех человек. Два человека - еще не общество, потому что между ними может возникнуть только отношение "я-субъект-индивид и другой субъект-индивид". А с появлением третьего возникает ситуация-отношение "я-субъект и общество (остальные субъекты)". При этом возникает феномен субъектности общества, которая превышает суммарную субъектность входящих индивидов.. - то есть, к любой комбинации отношений "индивид-индивид" добавляется целая паутина дополнительных отношений "каждый индивид - всё общество", "пара индивидов - всё общество", "субобщество-общество" и так далее.

При этом, вся совокупность отношений определяет это общество в виде субъекта, сводя на нет или к минимуму установление отношений с внешними субъектами, не входящими в общество. То есть, перед нами то, что называется обычно народ, страна, государство, Родина, которое как субъект имеет свой субъектный интерес, цель и также свободу воли.

И это общество-субъект производит общественно-необходимый продукт, затрачивая общественно необходимый труд, обслуживая само себя точно также, как одинокий субъект-Робинзон. Как мы помним, для одинокого субъекта-Робинзона существует абсолютная справедливость по отношению к самому себе, которую ему не с чем сравнить, а можно лишь установить такой, какой хочется в соответствии с его субъектным разумным подходом. Значит и общество-субъект, отделенное от других, устанавливает свою субъектную абсолютную справедливость.

По Дугину получается, что если собрать вместе много обезьян (больше двух), то у них получится Общество, поскольку между ними возникнут отношения "индивид-всё остальное общество". Но я так не думаю.

Способность создавать (формировать, образовывать) Общество - это психическая способность, в частности, я считаю, что это одно из свойств Разума. Человек - разумный, значит, он способен образовывать общественные связи с другими разумными существами - а значит, он способен создавать и образовывать Общество. И сколько при этом будет задействовано человек (индивидуумов) - один-два-три, или сто-двести, или миллион - это уже не так важно, поскольку на первое место выходит не количество единиц, из которых строится это Общество, а их качество - умение (или способность) это Общество образовывать.

И одинокий субъект-Робинзон - такой же член всего человеческого Общества, как и любой из нас. Поскольку любой человек является одновременно и продуктом Общества, и его частью, и выразителем его интересов, и вместе с тем - его исполнителем, осуществителем процесса воспроизводства этого Общества. И эти свойства каждого человека неразрывны, неразделимы и неотделимы от него. Поэтому и один человек - это уже Общество, и два человека, и три, и любая группа, большая или маленькая - тоже является Обществом, в том числе и потому, поскольку тоже участвует в процессе его воспроизводства.

Пойнтс писал(а):
Справедливость абсолютна как желание, интерес или цель любого конкретного общества, независимого от других (и неабсолютна в той степени, в какой субъект-общество зависит от мета-общества, частью которого является)

Таким образом отношения справедливости между индивидами всегда относительны к абсолютной справедливости всего общества - то, что подчинено целям и интересам общества - справедливо, а что им противоречит - несправедливо.

И поскольку у нас появилась точка отсчета, относительно которой мы производим измерение справедливости, то получается, что понятие справедливости относительно.

Хотя это и без того было всем давно известно (тоже мне - открыли Америку), но все равно приятно, что давно всем известная истина получает еще одно довольно весомое подтверждение. То есть, у нас получается так, что поскольку основным процессом в Обществе является его ВОСПРОИЗВОДСТВО, то и всё остальное мы должны измерять и соизмерять ориентируясь на этот (пока единственный для нас) процесс. Всё что нужно для воспроизводства Общества, всё что ему для этого потребно, всё что идёт на благо Обществу - всё должно нами приветствоваться и поощряться, поскольку это СПРАВЕДЛИВО, по крайней мере, с точки зрения самого этого Общества.

Но это не означает, что распределение произведенных благ внутри этого Общества (как и распределение нагрузки на затрачиваемые усилия по производству этих благ) будут так же справедливыми - вовсе нет. Мало того, с точки зрения всего человеческого Общества (а другого у нас пока нет), может оказаться выгодным (а потому и справедливым) ограничить одну часть людей в правах (при распределении произведенных благ) относительно другой части, а то и уничтожить (обречь на вымирание) миллион-другой человеческих индивидуумов, и Общество при этом не только не пострадает, а может быть даже и выиграет, но в любом случае нужно смотреть с его точки зрения - с точки зрения ВЫГОДЫ для всего человеческого Общества (потому что это единственная объективная для нас точка зрения - все остальные сугубо субъективные, поскольку не учитывают главного субъекта - Общество).

Но поскольку речь все же идет об эксплуатации, и об измерении степени этой эксплуатации, значит нам нужно поговорить именно что об несправедливости, то есть, о той самой субъективности в оценках, которой вроде бы нужно всячески избегать, но - как видно никуда не денешься - придется. Нам нужно вывести и получить меру этой несправедливости. Понять, чем её можно измерить.

И для этого я предлагаю подойти всё с той же стороны, что и для Общества - с точки зрения необходимости воспроизводства.

Любому человеку, как и любой группе людей (семье, племени, предприятию, городу, стране и т.д.) так же необходимо обеспечить собственное воспроизводство, и желательно расширенное. Но поскольку любой человек (как и любая группа людей) не существует изолированно от всего человеческого Общества, и всегда присутствует перераспределение произведенных благ и обязанностей по их производству между всеми участниками Общества, то мы просто обязаны сравнивать затраты понесенные конкретно этим участником (отдельным человеком или группой) и теми полученными благами, которые он получил в итоге, со всеми остальными участниками, поскольку вкладываются-то все в одно дело, и получают тоже все из одного источника, то у нас получается, что относительно этого единого центра уже МОЖНО ИЗМЕРЯТЬ долю каждого, по крайней мере, относительно. То есть, абсолютно, понятное дело, измерить трудно (а подчас и невозможно), поскольку многие группы существуют более изолированно, другие менее - и тем самым больше интегрированы в Общество, у кого-то более выгодные условия существования, а у кого-то - менее и т.д. Но относительно... относительно вклада каждой группы и каждого отдельно взятого человека в дело ВОСПРОИЗВОДСТВА всего человеческого Общества сказать кое что уже можно.

Потому что есть такие люди (и группы), вклад которых в процесс воспроизводства Общества более заметен, чем у других (как в положительном, так и в отрицательном смысле), а есть такие люди (и группы), потребление которых много больше/меньше, чем у всех прочих. И отсюда, собственно, и возник этот вопрос - а справедливо ли это, и не является ли эта несправедливость проявлением той самой эксплуатации, которую мы здесь ищем?

Я думаю, что из создавшегося положения можно выйти следующим образом.

Поскольку воспроизводство фактически никогда не бывает простым, а наоборот, простое воспроизводство можно считать частным случаем расширенного (просто прирост в этом случае будет равен нулю), и кроме того, может быть и такая ситуация, когда с каждым циклом состояние системы не улучшается, а - ухудшается (в этом случае прирост будет отрицательным, но воспроизводство все рано будет называться расширенным), то я предлагаю считать, что мы всегда имеем дело только с расширенным воспроизводством, и измерять его с помощью коэффициента воспроизводства - ДЕЛЬТЫ - величины, на которую система увеличилась/уменьшилась за один цикл (эта величина может быть выражена не в абсолютных величинах, а - в процентах, или в долях к целому - то есть, относительно, и потому ею можно измерять воспроизводство любой системы, хоть отдельного человека, хоть всего человеческого Общества, и сравнивать их между собой).

Так вот (возвращаясь к теме справедливость/несправедливость), с точки зрения общей (объективной) справедливости, равными следовало бы признать не такие условия, где бы все горбатились бы в равной степени, или получали бы благ строго поровну, а такие, при которых каждая группа и каждый отдельно взятый человек получал бы в итоге коэффициент собственного воспроизводства (ту самую дельту) НЕ МЕНЬШЕ, чем все остальные, и чем всё человеческое Общество. И это было бы (с моей точки зрения) справедливо. То есть, я предлагаю оценивать не в абсолютных величинах, а - в относительных, причем оценивать не сами затраты (труда) или полученные блага, а - получившийся в итоге прирост воспроизводства для каждой из подсистем. Сравнивать между собой их ДЕЛЬТЫ.

Причем так как и я (или почти так) считают все люди. Судите сами. Если, допустим, настали трудные времена, и все вынужденно терпят неудобства (голод, холод, лишения и т.д.), то есть, всем трудно, то, как это ни странно, эти лишения не воспринимаются нами как несправедливость (всем тяжело, все терпят - потерплю и я). А вот если всем трудно, а один - жирует, то это - несправедливость в явном виде. Или когда один несёт затраты (вкладывает много своего труда или ресурсов), а другой - практически ничего не делает, и получает при этом от Общества благ много больше первого - то это тоже (на мой взгляд) несправедливость.

А как измерить вклад каждого в процесс воспроизводства человеческого Общества и долю получаемых им благ?
Ведь это тоже дело непростое.

Я так думаю, всё с той же точки зрения - с точки зрения воспроизводства.

Дело в том, что любая функция в Обществе требует не только затрат сил на своё осуществление, но и определенных ресурсов на собственное воспроизводство. Собственно, затраты на воспроизводство какой-либо функции и ограничивают её потребление и определяют её стоимость (стоимость рабочей силы, например), и следовательно, могут быть оценены с этой точки зрения. То есть, я хочу сказать, что если в Обществе есть какая-нибудь функция, которая необходима этому Обществу для собственного воспроизводства, то это Общество будет распределять свои ресурсы в пользу этой функции даже в ущерб остальным своим членам (с менее значимыми для воспроизводства Общества функциями, так например, в старые времена высшие сословия, скажем, дворяне, несли функцию воспроизводства культуры и накопленных знаний, и за это всему остальному обществу приходилось платить, в том числе терпеть их праздность и паразитизм).

Таким образом, функции, которые обеспечивают расширенное воспроизводство Общества, должны обеспечиваться им в первую очередь и в полном объёме (поскольку от этого зависит само воспроизводство Общества и скорость этого воспроизводства, его ДЕЛЬТА), а все остальные функции (хотя и они тоже так или иначе участвуют в процессе расширенного воспроизводства Общества) могут обеспечиваться не в полном объеме и не в первую очередь, и это тоже будет СПРАВЕДЛИВО (потому что у нас теперь есть точка отсчета, относительно которой мы можем производить такие оценки и измерения). А мерой, которой мы измеряем и которую мы сравниваем между собой, будет прирост (ДЕЛЬТА) расширенного воспроизводства каждой единицы и всего Общества в целом. И можно "бежать впереди паровоза", обеспечивая себе прирост воспроизводства (ДЕЛЬТУ) много выше, чем у всего остального Общества, но только в том случае, если твоя функция - основная с точки зрения расширенного воспроизводства всего Общества, и от тебя многое в этом деле зависит. Но может быть и наоборот, когда твой коэффициент воспроизводства (ДЕЛЬТА) много меньше, чем у всего остального Общества (и может быть даже отрицательным), если твой вклад в дело расширенного воспроизводства Общества минимален (или и вовсе отрицателен). И это оправдано с точки зрения самого Общества.

Так что - всё справедливо.

А эксплуатация - это намеренное (или преднамеренное) перераспределение этих величин (благ и затрат) в пользу одних и в ущерб другим, невзирая на их реальный вклад в дело воспроизводства всего Общества. Когда это происходит, то это, во-первых, воспринимается нами как несправедливость, а во-вторых, это и есть эксплуатация в чистом виде. Потому что, когда по делу (и буржуй, как известно, может быть полезен для Общества, типа, организатор и предприниматель), то - бери и пользуйся, но - знай меру, а когда несправедливо - когда одним всё, а другим ничего - то это непорядок, и значит, требуется вмешательство и корректировка.

Потому что у нас у всех и на всех есть одна высшая ценность, относительно которой нужно всё оценивать и измерять - наше человеческое Общество. Это - наша ЕДИНИЦА. Единица производимых благ и единица произведенного (затраченного) труда. И его коэффициент расширенного воспроизводства - ДЕЛЬТА - и есть та величина, от которой нам всем нужно отталкиваться, при сравнении всех со всеми и друг с другом. И оценивать меру справедливости/несправедливости тоже.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Чт янв 09, 2014 11:44 pm 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 09, 2010 2:57 am
Сообщения: 3846
Откуда: Санкт-Петербург
VPolevoj писал(а):
По Дугину получается, что если собрать вместе много обезьян (больше двух), то у них получится Общество, поскольку между ними возникнут отношения "индивид-всё остальное общество". Но я так не думаю.

Способность создавать (формировать, образовывать) Общество - это психическая способность, в частности, я считаю, что это одно из свойств Разума. Человек - разумный, значит, он способен образовывать общественные связи с другими разумными существами - а значит, он способен создавать и образовывать Общество. И сколько при этом будет задействовано человек (индивидуумов) - один-два-три, или сто-двести, или миллион - это уже не так важно, поскольку на первое место выходит не количество единиц, из которых строится это Общество, а их качество - умение (или способность) это Общество образовывать.
Проблема, что именно определять термином "общество", старая. Дугин, видимо, не в курсе (сплошная отсебячина).
1. Совокупность человеч. индивидов, объединяющихся для удовлетворения "социальных инстинктов" (Аристотель).
2. Для контроля за своими действиями, основанного на конвенции (договоре), с целью согласования интересов отдельных индивидов и групп (Гоббс, Руссо и др.).
3. Но уже Гегель "договору" противопоставил "сферу экономических интересов".

А дальше Маркс, ну и пошло, поехало. Но Вы посмотрите на такой признак, характерный для всякого общества, как язык, то увидите, что данный признак охватывает некую территорию и множество людей (даже в минимальной величине - языковом диалекте). В противном случае, (если исходить из признака экономических интересов) любой по численности коллектив, любая группа (футбольная команда, например), семья и т.п., - можно будет подводить под общий знаменатель: "общество".
По какому критерию будете различать, кроме названия?
Маркс отказался от термина "общество", навязал понятие "общественно-экономической формации" и, чтобы потом как-то увязать наличие языкового признака, он поступил следующим образом:
Возникновение и развитие сознания, языка, искусства, межличностных отношений и многое другое сделал производными "трудовой деятельности" (ведь "экономика" должна быть главной). И вершину развития человека (в чём именно должно состоять так наз. "счастье") он видел в "труде".
Это я, конечно, вкратце. Но если Вы внимательно поищите, то увидите ещё очень много "белых ниток", которыми сшит марксизм. Ленин тоже впоследствии штопал.

Что касается термина "эксплуатация", то я остаюсь при своём мнении, то есть рассматриваю его как синоним "угнетения". В противном случае, "классовой борьбы" не получается (нет оснований). Про формулу сказать ничего не могу, т.к., к счастью, не экономист.

Как-то случайно наткнулся на сайт про Пифагорейский союз, там очень подробно рассказывалось про уклад и отношения в созданном им обществе (прообраз коммунизма). Но к сожалению, снова найти не могу (красивая страница на коричневом фоне).

_________________
Зачем строить в России Америку, зачем делать из русских американцев, да еще и за бюджетные деньги? (с)

Деньги - опиум элиты


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Пт янв 10, 2014 10:57 am 
Не в сети
Политолог

Зарегистрирован: Пт апр 20, 2012 8:51 pm
Сообщения: 1411
Владимир Галка писал(а):
Что касается термина "эксплуатация", то я остаюсь при своём мнении, то есть рассматриваю его как синоним "угнетения". В противном случае, "классовой борьбы" не получается (нет оснований). Про формулу сказать ничего не могу, т.к., к счастью, не экономист.
Само «угнетение» достаточно широкое понятие. «Эксплуатация» в широком смысле все таки извлечение пользы от использования объекта. Польза, при эксплуатации человека, в его труде(работе). Как и при эксплуатации лошади или трактора. Угнетение применимо только к человеку. Совмещение угнетения при использования чужого труда и являет социально экономическую эксплуатацию. Максимальное угнетение при рабском труде, минимальное при свободном. Угнетение использования труда по найму лежит между ними. Где то здесь и прячется уровень эксплуатации. В современном капитализме наемники имеют доход выше, чем при индивидуальном применении своих возможностей. Вывод напрашивается сам.

P.S. Экономистов здесь нет. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Пт янв 10, 2014 12:49 pm 
Не в сети
Лидер
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт фев 09, 2010 2:57 am
Сообщения: 3846
Откуда: Санкт-Петербург
Shurry писал(а):
Само «угнетение» достаточно широкое понятие. «Эксплуатация» в широком смысле все таки извлечение пользы от использования объекта. Польза, при эксплуатации человека, в его труде(работе). Как и при эксплуатации лошади или трактора. Угнетение применимо только к человеку. Совмещение угнетения при использования чужого труда и являет социально экономическую эксплуатацию.
Да, я согласен. Эксплуатируется (используется) человеческое невежество и слабость. Поскольку Маркс писал на английском и жил в Лондоне, то я пользуюсь словарём, чтобы просчитать границы применяемости термина:

Цитата:
exploitation 1) Making use of something. An oil-rich country, for example, exploits its mineral resources. This is an entirely value-free usage; it is contrasted with the pejorative usage.
2) Taking unfair advantage of somebody. Sweatshop employers are said to exploit ill-informed immigrant workers, and multinational firms are accused of exploiting less developed countries (LDCs) from which they buy primary commodities on monopolistic terms.

Отсюда - (Oxford Dictionary of Economics).

ПЕРЕВОД (на скорую руку):
эксплуатация: 1) использование чего-то. Богатая нефтью страна, например, использует свои минеральные ресурсы. Это использование полностью свободно от субъективных критериев и противоположно критикующему обыкновению противопоставлять.
2) Использование кого-нибудь в своих интересах, с выгодой для себя. Работодателями потогонного производства допускается эксплуатация плохо информированных рабочих-иммигрантов, а транснациональные компании обвиняются в эксплуатации менее развитых стран (НРС), у которых они покупают сырьевые товары на монопольных условиях.

То есть, выражение "exploitation of man by man" - это чистая идеология. Потому что дети (получаются) главными "эксплуататорами": используют родителей в собственных интересах, с выгодой для себя.

_________________
Зачем строить в России Америку, зачем делать из русских американцев, да еще и за бюджетные деньги? (с)

Деньги - опиум элиты


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Формула эксплуатации
СообщениеДобавлено: Пт янв 10, 2014 4:41 pm 
Не в сети
Политолог

Зарегистрирован: Пт апр 20, 2012 8:51 pm
Сообщения: 1411
Владимир Галка писал(а):
2) Использование кого-нибудь в своих интересах, с выгодой для себя.
Некоторая недосказанность определения. :) Если только для себя это явное угнетение. Если выгода обоюдная(пусть даже и не равновеликая), угнетение под сомнением, как и сама эксплуатация. Выгода для себя, не исключает перевес выгоды для объекта эксплуатации. Используя(эксплуатируя) даже лошадь или трактор можно получить убыток. Ну например вырыть траншею не там где надо, а потом еще и закапывать ее обратно. Наемному землекопу по барабану, он свое вознаграждение(выгоду) получит по любому, согласно объему перемещенной земли. С точки зрения использования, наниматель эксплуатирует нанимаемого. А по социально-экономическому, наниматель выступил в роли объекта угнетения, предоставив нанимаемому возможность заработать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 161 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 11  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 60


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Реклама.