Откуда пошла земля Русская? (Часть 1)
Помните, этот вопрос очень часто встречается в книгах по истории Древней Руси. Мы странный народ, и это касается того, что мы не знаем: откуда мы пришли, и куда, соответственно, собираемся идти. Возникает закономерный вопрос: если мы не знаем, откуда идём – сможем ли мы дойти до назначенной ранее цели? Попытаюсь высказать соображения по этой теме.
Сразу предлагаю: далеко в глубь истории не забираться. Хотя уже сейчас можно достоверно судить, что предки праславян издавна обитали в причерноморских степях и лесах, доходят в своей изначальной точке до древних Ариев. В бурном кипении тысячелетий, в битвах и трудах, в поражениях и победах ковался славянский этнос, пока в летописные времена не сформировался в Киевскую Русь. Богатое и могущественное государство раскинулось на просторах Восточной Европы, воспетое в былинах, запечатлённое в легендах. Однако современные историки, одним из которых являлся Л.Н. Гумелёв, высказали мнение, что мы, современные жители России, не являемся прямыми наследниками древнего государства. Это то же самое, что современные итальянцы будут производить свой род от древних римлян.
Кстати, разговаривая о бессмертности русского народа, который всё пересилит - надо всегда вспоминать Киевскую Русь, а до неё Русколань и Антию – бессмертных государств и народов не бывает.
Почему же именно Московскую Русь называют кузнецой русского духа. Наверное, надо побывать в этом времени. В принципе именно в то время Москва становиться центром земель русских. До этого славяне и их предки стремились в Причерноморье, расселяясь в благодатных лесостепях Дона, Днепра и Днестра, а леса нынешней Московской области заселяли племена балтов, ливов и финно-угорских народов. Однако степи и лесостепи постоянно подвергались набегам кочевых народов. С некоторыми из них, киммерийцами, скифами и роксоланами, славяне и их предки дружили, а с сарматами, готами и аварами бились насмерть – далеко не всегда выходили из этих боёв победителями. Это заставляло славян отступать в леса, но как только слабел натиск захватчиков – они, силой оружия, возвращались обратно. В 13 веке случился следующий виток противостояния, который наложился на общую раздробленность славянских земель. Дело в том, что славяне в то время не были единой нацией: они более ощущали себя Рязанцами, Суздальцами, Черниговцами и Новгородцами, разбавленными к тому же литовским, финно-угорскими, тюркскими и прочими народами, над которыми стояли самостийными удельные князьки. Может быть, случись всё более благоприятно, эта удельщина, как в Германских княжествах, продолжалась бы до 19 века, а потом бы соединилось в империю, подобную Германской. Однако всё произошло, как произошло - Киевская Русь рассыпалась как карточный домик, теснимая со всех сторон врагами.
Вернёмся в Московскую Русь, времён Ивана Грозного. Русский мир был небольшим: на западе он заканчивался Смоленском, на востоке Нижним Новгородом, на юге – Рязанью. Соответственно, со всех сторон в сторону Руси тянулись хищные руки захватчиков и просто грабителей. На востоке это было Казанское ханство, с юга – ногайские татары и крымчаки, на западе – Польша и Литва, на севере Ливония и шведы. К этому надо добавить, что Московская Русь находиться в зоне рискованного земледелия, а значит весьма большие шансы на неурожай. Города и деревни, построенные из дерева, могли подвергнуться внезапному и опустошительному пожару; к этому можно добавить вспышки инфекций, которые, может и не были таким бичом как в Европе, но были не менее опустошительными.
Для любого современного человека жить в таком мире невыносимая ноша. Однако для наших предков это была обыденность, позволяющая жить полнокровной жизнью. Его окружали родичи, община и Русский мир, который резко делил людей на своих и чужих. Единой силой, связавшей раздробленные племена и народы, чётко определив - кто есть свой, а кто чужой – выступило Православие; а московские князья, поднявшие её знамя – объединителями государства и первыми царями. Православный мир и Русский мир имели тогда знак равенства. Это была суровая религия под час тому миру: монахи не только молились и занимались монастырским хозяйством, но и были бесстрашными воинами (вспомним Пересвета). И в тоже время это была религия милосердия, где каждый мог заслужить прощение и царствие небесное. Тогда любое проявление в жизни считалось деянием божественным, в том числе неприятности, которые интерпретировались, как кара за грехи, которые надо было искупать праведной жизнью.
В этом мире всё стояло на своих местах. Крестьяне в поте лица растили хлеб и кормили дворянство и боярство, которые несли нелёгкую ратную службу, а духовенство молилось за всех и занималось нравственным воспитанием общества. Именно в этом мире сформировался Русский характер в том виде, который мы знаем. Трудности и тяжёлая работа закалили характер, сделал жизненные потребности неприхотливыми; осознание, что всё в этот мире (и плохое, и хорошее) есть божественный промысел - сделало русских фаталистами. Это известный русский авось, который перекочевал из этих времён до наших дней. В этом мире считалось, что всё идёт от божественного деяния, и, соответственно, это и есть настоящий, правильный мир. Он был лишён прогресса - в западном понимание этого слова. Это не значит, что Русский дух не был склонен к исследованию и изобретательству. Очень даже склонен, но у него было другое начало – творческое. Изобретательство Русского духа это служение Богу, народу, государству, а уже в последнюю очередь самому себе. Наверное, поэтому процесс накопления знаний и дальнейшего их использования был нетороплив. В отличие от запада, который через бойню Реформации, усиленно строил новый мир капиталистических отношений. К Петровским временам этот дисбаланс в технологиях был велик, что снова ставило Россию на грань порабощения западными державами. Решением Петра были прозападные реформы, принесшие неисчислимые беды русскому народу, но позволившие сократить технологическое отставание. Однако Петровские реформы коснулись по большому счёту только дворянство – незначительную прослойку населения тогдашней России. Именно тогда произошёл раскол между дворянством и простым народом. В крестьянстве по прежнему был силён Русский дух, так как условия жизни простого народа не изменились – разве только уменьшилась опасность внешнего вторжения, но это компенсировалось возросшей налоговой нагрузкой. Дворянство впитывало западную культуру, но в тоже время ощущало свои родные корни, которые не могло понять. Это приводило к духовному метанию, которое дало нам в результате блестящую Русскую культуру.
Ни победное расширение империи, ни отмена крепостного права не смогло поколебать ту обстановку, в которой существовало русское крестьянство. К концу 19 столетия ситуация снова обострилась. Дело в том, что крестьянское население центральной России непрерывно росло, а новых земель и технологий для их обработки не появлялось. Избыток населения стал вызывать голод, которого Россия не знала во времена отмены крепостного права. Конечно, выход был: расселить крестьян по окраинам империи, и направить избыток населения в промышленное производство. Частично это было осуществлено при реформах Столыпина. Но окраины империи были далеки и неосвоены, а развивающейся промышленности столько рабочих рук не требовалось. И этот котёл продолжал бурлить, пока не взорвался в 1917 году. В результате победы большевиков, новая власть встала на распутье: власть захватили, а что делать с ней не знали. Само руководство было поделено на фракции, которые вели непрерывную борьбу за власть и за выбор пути, которым пойдёт страна. В итоге была коллективизация и индустриализация, репрессии и победа в великой войне, а потом восстановление разрушенного войной хозяйства. Всё это тяжёлое время перед русским духом стояли повседневные задачи: еда, тепло, выжить в схватке с сильным противником, и он преуспел во всех этих задачах. К 60-70 годам исполнилась великая мечта русского народа – он избавился от страха голода, холода и поражения от сильного противника. Он мог торжествовать и гордо нести своё имя дальше в анналы истории. Но этого не произошло, а дело двинулось в сторону деградации.
Откуда пошла земля Русская? (Часть 2)
Что говорит теория (Д. Неведимов «Религия денег») и как это подтверждается на практике:
Линии жизни технических систем
Жизнь технических систем (как и других систем, например, биологических) можно изобразить в виде S-образной кривой, показывающей, как меняются во времени главные характеристики системы (мощность, производительность, скорость, число выпускаемых систем и т.д.). S-кривая была получена в результате анализа истории развития множества технических систем.
У разных технических систем эта кривая имеет свои индивидуальные особенности. Но на ней всегда есть характерные участки, которые можно представить схематически, с подчеркнутым огрублением:
В "детстве" (участок 1) техническая система развивается медленно. Затем наступает пора "возмужания" и "зрелости" (участок 2) – техническая система быстро совершенствуется, начинается массовое ее применение. С какого-то момента темпы развития начинают спадать (участок 3) – наступает "старость". Далее (после точки g) возможны два варианта. Техническая система А либо деградирует, становясь принципиально другой системой Б (современные парусники не имеют таких высоких скоростей, на которых сто лет назад ходили прославленные чайные клиперы), либо на долгое время сохраняет (участок 4) достигнутые показатели (велосипед не претерпел существенных изменений за последние полвека и не был вытеснен мотоциклом).
Изменение потребностей человека
По каким законам происходит переход от материалистического сознания к идеалистическому? Этот процесс удобно представить знакомой нам по предыдущей главе S-кривой.
Давайте проследим, как изменяются потребности человека, например, в еде, в зависимости от её доступности.
На первом участке (1), на этапе минимального удовлетворения, на этапе физически необходимого, человек голоден, он думает только о том, чтобы насытиться. Если у него мало денег, то он выбирает те продукты, которые дешевле и быстрее его накормят.
На втором участке (2), когда он уже сыт, наступает этап удовольствия. Человек начинает соотносить цену и удовольствие от продуктов. Он готов заплатить дороже, но поесть вкуснее. Какое-то время, чем больше и вкуснее он ест, тем больше удовольствия он получает.
Ему кажется, что если он будет продолжать есть, удовольствие будет увеличиваться бесконечно (штриховая линия на рисунке). На самом деле происходит постепенное выравнивание кривой, и дополнительная пища уже не приносит прежнего удовольствия.
В конечном счёте, человек достигает этапа насыщения, изобилия (3), когда дальнейшая еда не только бессмысленна, но и вредна. Кривая удовольствия разворачивается и идёт вниз. Чем больше человек ест, тем хуже он себя чувствует.
К сожалению, многие люди обладают сильной инерцией и неспособностью замечать точку насыщения, не знают меры. Они полагают, что кривая идёт вверх бесконечно. Вместо еды можно рассмотреть одежду, размер автомобиля, косметику, лекарства и так далее. Потребление всегда будет подчиняться этой кривой.
Теперь обобщим всё, что потребляет человек, и рассмотрим изменение потребностей в зависимости от материального достатка в целом.
Мы опять увидим три ярко выраженных участка – этап необходимого, этап удовольствия и этап насыщения. Обычно эти три этапа соотносят с чертой бедности (или минимального прожиточного минимума), средним классом и богатством.
Точки перехода от этапа к этапу относительны и индивидуальны. Один человек не станет есть псевдо-пищу, например, из Макдональдса даже от голода (чтобы не травиться); другой будет рассматривать её как удовольствие. Для одного, пожилого, человека большая квартира будет выше точки насыщения, поскольку за ней сложно следить. Другому для полного удовольствия нужны будут пять домов в разных городах мира. Но рано или поздно наступает предел, когда дальнейшее личное материальное потребление не очень интересно даже самому богатому.
Если потребности на минимальном уровне определяются скорее физиологией человека, то чем определяется выбор удовольствий? Что делает человек на этапе насыщения, если у него хватает ума остановиться в линейном потреблении? Объективен ли выбор удовольствий и после-удовольствий, заложен ли он изначально в биологии человека?
Что же произошло в Советском Союзе? Ко времени революции 80% населения страны были крестьянами, которые проживали в центрально-европейской части страны, и были бедны из-за малого количества земли и неразвитости сельского хозяйства. Богатые крестьяне были, но они, как правило, жили в других регионах страны и были малочисленны по сравнению со своими европейскими сотоварищами. Жизнь у них была трудна и соответствовала первому участку кривой. Это привело к тому, что, не смотря на западные корни Октябрьской революции, победил именно этот сермяжный подход к правде жизни. Помните первые декреты Советской Власти: мир - народам, земля - крестьянам, хлеб - голодным. И в дальнейшие десятилетия западный марксизм был сильно потеснён крестьянским взглядом на жизнь, и была построена именно та страна, которую мы помним. Это строительство пришлось на годы правления Сталина, они были так же трудны, в силу выпавших испытаний, и это время так же укладывается на первый участок S-кривой. А дальше случилось следующее: пройдя через множество испытаний, к 60-70 годам Советская власть победила основные страхи российского крестьянства начала века: голод, холод, отсутствие работы и страх перед нашествием более сильного противника. То есть жизнь населения перешла во вторую стадию S-кривой. Появилось возможность для выбора: или начать получать удовольствие, или продолжить духовный рост. Чаша весов начала колебаться. Случился парадокс: Советская власть, выполнив вековую мечту русского народа, не смогла сгенерировать ему новую. В первую очередь это сказалось на элите, когда медленно, а потом всё сильнее началось перерождение актива страны. Именно этот момент просрали патриоты типа Шафаревича и не совсем корректно представил в своей статье о народе-обывателе Петька. Народ изменился, но он и должен был измениться, т.к. изменились окружающие его условия. Элита общества (а это не только партия) должна была дать новый импульс к развитию общества. Я разговаривал с родителями, родственниками, чья юность пришлась на то время. По большому счёту они были детьми: добрыми, беззаботными, наивными – прекрасный материал для лепки нового общества. Вот мы его и слепили. Кстати те из родственников, чья жизнь в этот период, по той или иной причине, была не простой (в основном выходцы из бедных деревенских семей), отличались от основной массы более благополучных городских сверстников. Отличались именно глубинным пониманием русской правды предыдущего периода. Для них главным всегда оставалось: хлеб, тепло, работа, безопасность (скажем так – именно их можно назвать настоящими русскими).
Если говорить по научному, то всё это время шёл процесс этногенеза, существенно подстёгнутый лихими поворотами 20 века. И русский народ не мог не меняться. Наивные мечтания интеллигентов, которые сами крестьянской жизни не знали, о народе-крестьянине, мягко говоря, были необоснованны. А то попахивали осознанным или неосознанным расизмом, что где-то должен жить прекрасный и нравственный народ, который должен безропотно обслуживать запросы «сливок» общества, т.е. примеряли на себя личину «просвещенных» помещиков. Вот похоже о чём мечтала наша интеллигенция.
Процесс этногенеза ускорился к 60-70 годам, это время перехода большей части населения во вторую часть S-кривой. Изменился ритм, дух и уклад жизни. Большая часть населения жила в городах и не испытывала обычных для крестьян 20 века трудностей. Не смотря на достигнутые вершины могущества, Советский проект стал пробуксовывать. Основные причины я вижу в том, что элите сталинского розлива просто не было времени заниматься теорией. Помните знаменитую фразу Сталина: «Без теории нам смерть!» К тому же форсированный режим строительства Советского государства в 30-40-50 годах не предлагал особой демократии и развернутых дискуссий. Обществу было не до теории. Это больно ударило, когда на смену сталинским прагматикам пришёл троцкист Хрущёв. И если Сталин осознано или интуитивно чувствовал этот русский дух, то на нём время реалистов закончилось. Партийные лидеры, кровью и трудом заработавшие себе право на власть постепенно уходили на пенсию, а на их места в массовом порядке приходили люди с благополучного 2 участка S-кривой. Особенно сильно это отразилось на партии, которая по сути дублировала управление страной – ставя задачи исполнителям (исполком, Госплан), но в то же время не отвечая за их непосредственное выполнение. Это привело к тому, что страну заполнила бюрократия, которая мало того, что ничего не делала – она ещё и ничего не умела. Постепенно старые кадры истаяли, а на их место пробрались добры молодцы, у которых вопрос духовного роста стоял на последних местах, если стоял вообще. Жила бюрократическая прослойка лучше обычных граждан, но этого было мало. Дело в том, что при социализме они заняли роль привилегированных трутней, однако именно социалистическая риторика равенства и братства – не позволяла современным трутням в полную наслаждаться их богатством и славой. Требовалась замена системы.
Кто же ещё страстно мечтал об этом, и с кем было по пути партийным бюрократам? Это, знакомое всем по временам застоя, племя спекулянтов. В плановой системе, особенно если есть нестыковки, для спекулянтов раздолье – ведь всегда найдётся кто-нибудь, кто захочет затариться свыше плана. Всего-то делов: найти дефицит и продать его жаждущим. Когда власть зорко следило за этим – особых безобразий не было. Но люди тогда жили уже в благополучный период, и мне кажется, в спекуляциях ничего плохого не видели. А кто такие спекулянты – те же трутни, которые попали в нужное время в нужное место, заполнив своими зловонными тушками эти прибыльные места. Им то же хотелось жить хорошо, привольно и безопасно.
Нельзя обойти стороной нашу интеллигенцию. Она тоже одна из первых в стране попала во вторую половину S-кривой. Первоначально, я думаю, ей двигала обида за простой народ, который не мог попасть так же быстро в хорошую жизнь. Однако наша интеллигенция росла в тепличном вакууме, мало знала нужды простого народа и уж совсем не понимала экономических и политических нюансов тех лет. Мне кажется понять экономику СССР простому человеку было немыслимо - чтобы разглядеть эту махину нужно было смотреть с высоты Госплана (а это уровень высшего руководства). Для меня кажется трагедией именно то, что мы поняли (и то далеко не все) сущность СССР, когда всё потеряли. Забавная гримаса судьбы.
Сюда можно добавить криминальный мир, но ни как особый антисоциалистический элемент. Он, скорее, антигосударственный элемент и всегда оперативно реагирует на проблемы государства. Если проводить аналогию с революцией, то многочисленные братки и зелёные того времени наглядное тому подтверждение.
Так что к восьмидесятым годам в стране полным ходом шёл неуправляемый процесс этногенеза, когда элита осознала, что она может взять этот процесс в свои не слишком чистые руки.
Откуда пошла земля Русская? (Часть 3)
Лихие 90-е только ускорили процесс этногенеза. Если Советский проект был по сути модернизацией старого (царского) русского мира, то капиталистические веяния нового времени вообще никак не ложились на русскую матрицу. Соответственно, это подстегнуло общие процессы развития общества, которые, однако, выразились в его деградации. И здесь нет демагогии: общество развивалось, но вектор этого развития был направлен в сторону его деградации.
В чём же дело? Казалось бы - жизнь большей части народа снова скатилась в 1 часть S-кривой и он должен снова повернуть к истокам. Дело в том, что на данный исторический период была отвергнута роль труда, как главной составляющей жизни человека. До этого человек вынужден был трудиться, чтобы добыть себе пропитание. Не было исключением и Советский период, однако в новейшее время всё встало с ног на голову – основным критерием стало: кто быстрее и больше оттяпает госсобственности. Партбюрократия, записавшаяся в демократы, барски разрешило растаскивать народную собственность под их присмотром, спекулянты резво взялись за дело, бандиты крутились между ними, подхватывая выпадающие в драке куски. Интеллигенция бросилась восхвалять новый строй и новые свободы. Правда, скоро у некоторых из прояснилось в голове, однако, признаться, что они обосрались духу хватило у единиц. Что оставалось простому народу? Либо ввязываться в передел собственности, пытаясь утащить крошку-другую от общего пирога, либо деградировать или выживать, балансируя между двумя первыми обстоятельствами. Чем не новый виток этногенеза народа?
В годы правления Путина общество только узаконило эти изменения. Резкое улучшение жизни как бы подтвердило правильность выбранного курса. Что же мы получили после очередного витка этногенеза?
Элита. Некий сплав бывших партбюрократов, спекулянтов и криминала, который вырос на обломках госсобственности. Они хорошо умели умыкать чужую собственность, кое-кто даже научился управлять этой собственностью, но большинство даже в страшном сне не видят, что эту собственность надо создавать самостоятельно. Ведь это совсем разные вещи: прийти на всё готовенькое или много и тяжело трудиться, ограничивая себя при этом в расходах. То есть у нас сформировался тип элиты, которая действует по чётко установленным правилам: раз ты на верху – значит расслабься – жизнь удалась. Именно по этому идёт такая грызня за полезные ископаемые – вся добывающая, перерабатывающая и транспортная инфраструктура есть, соответственно, чтобы управлять этим надо минимум усилий. С инновационными технологиями другое дело – здесь идёт жёсткая конкуренция и надо в первую очередь работать, причём очень часто отдача бывает много после. Разве подходит этот путь нашей элите? Очень сомнительно. Вообще, всё что связано с трудом - её мало интересует. Я вот что-то не припомню, чтобы были рейдерские наезды на фирмы, которые зарабатывают себе на жизнь не за счёт существующих производственных мощностей, а за счёт постоянного пырялова коллектива. Сама элита пырять не будет, а с трудовым коллективом ещё надо уметь договариваться. Поэтому такие предприятия ей не нужны, в лучшем случае она на них не обращает внимание.
Конечно, в элите есть исключения, но погоды они не делают.
Средний класс. Можно разделить на два подвида: те, кто живут, присосавшись к элите, и те, кто сам смог добиться своего положения. Первые: это многочисленный офисный планктон, часть творческой интеллигенции, малая бюрократия, который, хоть и жутко завидует элите и даже ненавидит, однако не может без неё обойтись (так как это основной работодатель), поэтому на словах и делах всегда поддерживает элиту. Впрочем, другой жизни они не знают и не хотят.
Вторые: это малые и средние предприниматели, востребованные технические специалисты. Как правило, своего успеха они добились сами - за счёт своей инициативности, специфических знаний и трудоспособности. Они недолюбливают, либо откровенно презирают элиту, однако, они неплохо устроились в этом мире, поэтому, в большинстве своём, не видят необходимости изменять его к лучшему.
Бедные. Возможность выбиться честной работой или блатом есть у очень не многих, поэтому остаётся или честная бедность (опять же удел немногих), остальных ждёт деградация (что и происходит).
Детали:
Молодёжь. Она выросла в этом мире, он для неё знакомый и понятный. Правила в нём определились еще до их рождения, поэтому она воспринимает их как само-собой разумеющиеся. Они искренне мечтают занять место высокопоставленных трутней, и искренне удивляются, что для этого надо работать.
Интеллигенция (творческая). Как всегда в раздрае. Кто-то удачно пристроился и получает за своё блеяние приличные гонорары и славу, кто-то закономерно оказался в пролёте и тяжко сетует на судьбу и непонимание их идей «рабским» народом, кто-то в этих передрягах сумел понять зерно истины (немногие) и теперь пытаются донести его до «незрячих» масс.
Интеллигенция (техническая) – кто-то удержался на плаву, но большинство пролетели, повторяя путь творческой интеллигенции. Только честнее получилось – им по крайней мере за пустые писульки денег не платили.
Прошло 18 лет со дня развала СССР. Народилось и выросло новое поколение. Что же мы имеем после двух десятилетий усиленного этногенеза? В первую очередь то, что проблемы в этногенезе русской нации, возникшие в советское время, не рассосались, а, наоборот, прогрессируют.
В первую очередь это связано с тем, что ни элита, ни сам народ не понимают или делают вид, что не понимают – своих корней и национальных особенностей. Особенно это касается непонимания предпосылок возникновения русской нации и отношения её к труду. Это непонимание пронизывает все исторические эпохи, вызывая искажения исторической действительности (часто целенаправленные) и навешивание ярлыков, попыткой свалить вину за проблемы сегодняшнего дня на прошедшие исторические периоды и давно почивших исторических персонажей.
Изменение окружающей действительности вкупе с изменением морально-нравственного климата всегда будет сопровождаться ускоренным этногенезом нации. Уже после войны выявился крен в русской интеллигенции, которая не совсем понимала свои корни. Этот процесс усиливался по мере угасания Красного проекта, хотя у большей части нации сохранялась этно-культурная сплочённость. В лихие девяностые всё было поставлено с ног на голову, и разобраться в этом хитросплетении было непросто. И если человек, рождённый до Перестройки, ещё получал заряд русского духа, то дети 90-х это уже представители новой нации или, как любят их называть наши президенты – россияне. К ним можно смело добавить всех тех, кто в силу воспитания и обстоятельств никогда русским себя не ощущал (а именно эти люди заняли верхние эшелоны власти). Поэтому в обществе наблюдается некий раздрай: вроде все люди русские, а друг друга не понимают. Просто на данном этапе, на базе русской народа, сформировалось несколько наций, которые усиленно пытаются перетянуть одеяло на себя. Ругаться или радоваться уже поздно – процесс этногенеза необратим, хотя им можно управлять. Проблема в другом, чтобы общество было стабильным - ядро коренной нации должно сформироваться и занять довлеющую позицию в обществе. А чтобы это произошло - вновь сформированная нация должна выдержать экзамен на прочность. Для СССР это была Великая отечественная война. Именно она послужила завершающим этапом создания советского народа. В качестве первого испытания для русской нации в данном случае выступает Куликовская битва. Как писал про неё Л. Гумелёв: «Уходили на войну ратники различных славянских княжеств, а возвращались уже русские!». Убыль коренного населения России и нравственный кризис – есть негативные факторы сегодняшнего дня, которые не позволяют надеяться на благополучный исход этого экзамена в будущем.
Примеры, подтверждающие эту теорию:
Русские постоянно иммигрировали за границу, что однозначно приводило к смене всевозможных внешних и внутренних факторов. Кто же при этом сохранил свою русскую культуру? Это в первую очередь старообрядцы, которые даже в джунглях Южной Америки сохранили свой образ жизни и культуру, а значит и русскость. Обычные же иммигранты вливаются в чужую среду и культуру, и через одно-два поколения перестают быть русскими.
Как исторические условия влияют на другие народы? Северный Кавказ: место, где плодородной земли мало, а населения много – а значит войны и постоянный передел земли. Чтобы выжить в этом мире - нужно рожать много мальчиков, чтобы они были воинами клана и защищали свою землю. Это с веками впиталось в кровь. Да же Советская власть не изменила этой тенденции, ибо Северный Кавказ был самым ярым её противником. Поэтому, ни смотря на серьёзные акции во время ВОВ со стороны правительства, численность населения продолжала расти. После развала СССР северокавказцы снова оказались в привычном историческом лоне – постоянно надо защищать свою землю, а, соответственно, рожать мальчиков. Это подтверждает бэби-бум в Чечне во время последней военной кампании – для чеченцев главное было восстановить численность мужского пола – война-то не последняя.