А_Ланов писал(а):
Лишний раз убеждаюсь, что на пути человека к Знанию стимулом этого стремления подчас становится банальная гордыня.
Она же полагает и предел - знание либо не обретается, либо не передаётся (что с практической точки зрения одно и то же).
Верно.
Хотя в первом и втором случае лучше действовали бы непримиримость с собственным незнанием и намерение к постоянному совершенствованию. Последнее невозможно без преодоление указанной Вами "гордыни".
Цитата:
Может, это и к лучшему - в нынешнем нравственном состоянии общества новые знания с 99% вероятностью будут направлены на подавление себе подобных. А так, глядишь, поживём ещё...
Дело в том, что знания напрямую не передаются.
Передаётся лишь информация о знаниях.
Личное осознание такой информации и создаёт, тоже сугубо личный, экземпляр толкования знания. Уже Знания как явления, а не информацию о знании.
Любые лекции и учебная литература как раз и дают только лишь информацию о знаниях.
А размышление над ними запускают процесс личного осознания.
Человек, просто начитавшийся учебников и наслушавшийся лекций, но не пропустивший полученной оттуда информации через личное осознание с использованием собственного осознанного же опыта (компетентности) остаётся человеком информированным, но не знающим.
Личное осознание, как процесс высокотрудный, должно быть чем-то мотивировано, т.е. сформировано намерение к познанию.
Именно "гордыня", как процесс самовозвеличивания личности, и приводит к намерению подавления конкурентов на такое самовозвеличивание. А так как "гордец" считает "гордыню" всеохватной нормой для всех людей (как компенсаторное оправдание своего несовершенства в этом), то всех подозревает в конкуренции ему именно в этом. А не, например, в уровне Знаний и компетенций.
Следовательно "гордец" выводит за горизонты своего восприятия окружающего общества людей более знающих и компетентных. А в качестве защиты этого заблуждения отвергает более широкую проблематику миропонимания.
Тем самым ещё больше обуживает мирок своей "локальной объективности".
Иногда "локальную объективность" заменяет её разновидность, религиозная догматика, как "локальная духовность".
Подсознательно такой "локальщик" понимает свою ущербность, но публично это признать не может. Поэтому, опять же компенсаторно критикует парадигму более широкого видения мира. Отвергает само право "конкурентов" иметь более обширные знания и компетенции. В лучшем случае такие люди допускают одного "учителя", как авторитета. Да и то показушно, чтобы успокоить самого себя в том, что он не совсем законченный "гордец".
Остальным оппонентам, явно превосходящим их в каких-то знаниях и компетенциях, они отказывают в этом естественном превосходстве.
Естественном потому, что ни один человек не может быть компетентен во всём.
Но "годец" не способен публично признать даже это естественное превосходство других. А для самоуспокоения ему и нужен тот самый "учитель". Чаще всего мифическая или уже покойная (не конкурентная) личность, а то и какое-нибудь божество в роли учителя.
И последнее об этом.
Нужно всегда чётко различать "гордыню" и Гордость.
"Гордыня" это всегда чрезмерное самовозвеличивание своей собственной общественной значимости и направлена вовнутрь, на своё собственное эго.
Гордость направлена всегда вовне и характерна сопричастностью личности к чему-то великому. Гордость за страну, за успехи близких людей, за результаты дел и свершений, к которым сопричастна личность...
Порок "гордыни", в той или иной степени, присущ всем.
Но законченный "гордец" выдаёт себя тем, что спасается безвозвратным бегством при столкновении с необходимостью отвечать на вопросы компетенции. Больше всего он боится показаться некомпетентным в вопросах из своей области "локальной объективности".
Если "гордец" ещё не безнадёжен, то ему просто нужно время для осознания своей вполне естественной некомпетентности. После чего он вернётся в дискуссию обновлённым "компетентом".