maxon писал(а):
По части лингвистики "ключом", надо полагать, является фонетическое значение знаков.
Не совсем так. Ключ кодирования (шифрования) есть управляющая переменная функции преобразования открытого сообщения (ОС) в закрытое соопщение (ЗС).
ЗС = f(ОС, К),
где К - ключ.Для фонетической письменности, и только для неё, фонетическое значение - ФОНЕМА (минимальная единица звукового строя языка) является элементом ОС. Ключом же преобразования звукового ряда языка в письменный ряд является набор графических знаков (ГРАФЕМ), привязанных к определённому звучанию (фонемам). Если эта привязка постоянна и широковещательно известна, то мы имеем дело с обычным кодированием, т.е. с обычным языком общения. Если же привязка соответствия переменная (с разной динамичностью изменений) или неизвестна криптоисследователю (мертвые языки, криптопись методом подстановки), то мы имеем дело с шифрованием.
Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). Это важно для различения строго фонетического (звукового) письма от условно фонетически-переходного слогового (морфемического) позднерунического письма, от переходного смыслосоставного раннерунического письма и наконец от понятийного древнерунического или иероглифического письма.
Слоговое письмо может быть в разной степени фонетическим. Может достаточно четко и однозначно привязывать слоговую графему к слоговому звучанию, а может иметь контекстную многозначность или схематичность (означение только согласных звуков). Кстати, как известно, такое возможно и в фонетических неогласованных грамматиках.
К слоговым грамматикам относятся поздние руницы и упомянутые черты и резы, как скоропись (упрощенная в написании поздняя руница).
Ранняя смысосоставляющая руница не имела фонетической основы. Вернее имело многоязычное озвучивание. Основу же составляли простые смыслы. Комбинации рун передавали сложные смыслы.
И, наконец, древние руны и иероглифы передавали ПОНЯТИЯ. При этом каждое из них имело множество возможных озвучек, но одно-единственное понятийное значение. Но это уже отдельная тема.
Цитата:
Всё-таки вывод о слоговом письме базируется на суммарном числе знаков. Для логографического письма знаков должно быть много больше сотни (каждое слово - знак, весь словарь нужно зарисовать). Для буквенного письма характерным является 2-3 десятка знаков (каждый звук - знак). В промежутке - слоговое письмо с числом знаков в несколько десятков и смешанные виды. Простой подсчёт знаков Фестского диска и дал понять, что это всё же слоговое письмо. Не логография.
Верно. Но мы имеем дело с очень малым текстом. Повидимому относящемуся к весьма узкой специализации. Символов в тексте 45(+1?). Если предположить, что это и всё, то тогда это и вовсе фонетический алфавит. Ведь в сокращенной глаголице 44 символа, а в кириллице и вовсе 49+17=66.
Поздняя же руница имела 144 знака (упрощенная) и более 280 (+ разные вариации).
Ранняя, смыслосоставная - более 4-х тысяч знаков.
Древняя руница ("язык богов") состояла, по разным оценкам примерно из 8 тысяч пиктограмм и 60 тысяч идеограмм. Из них примерно десятая часть были непроизносимыми простыми идеограммами (не имела звукового аналога), около 2-х сотен были Фоноидеограммы (передавали простые звуки, подобие нашего алфавита), остальные сложнопроизносимыми составными (но не слоговыми) идеограммами.
Китайские иероглифы потеряли почти все пиктограммы, все непроизносимые идеограммы. Часть составных идеограмм были приняты как базовые простые и породили новые составные. При этом потеряв более 90% прежнего понятийного объёма. Но тем не менее это, на сегодня, самый мощный понятийно-смысловой живой, широковещательный язык в мире.
Впрочем, о китайских иероглифах лучше спросить у уважаемого Грибника...
Возвращаясь к диску, хотелось бы отметить, что на нем начертаны в основном пиктограммы, а не идеограммы и тем более не буквы. Начертание таких рисунков вещь весьма кропотливая и медленная. Грамматика же имеет смысл тогда, когда она используется со скоростью своего коммуникационного назначения. Фонетическая должна писаться со скоростью произношения звуков, слогвая - со скоростью произношению слогов. А вот сложносмысловая - со скоростью творения сложных смыслов. Понятийная - соответствовать фиолсофскому онтологическому мышлению. Поэтому графика в древнем Китае - это раздел философии.
Поэтому письмена на диске скорее всего имеют философско-мировоззренческое предназначение и содержание, как результат деятельности волхвов или высших жрецов. Диск сильно напоминает рабочую часть некоего устройства тиражирования методом оттиска на глине или другом печатном носителе. По-видимому для распространения среди низших посвященных...
Цитата:
Выводы из этого можно делать разные, но игнорировать-то этого нельзя. А официальная наука этот момент как раз и игнорирует. И мои оппоненты тут тоже этого хотят. Типа забыть и всё. Хотя само исследование в этом направлении УЖЕ является вкладом в науку. Даже если выводы и конкретные дешифровки сделаны не верно. Наука никогда сразу не давала ответ на поставленный вопрос. Но вопрос задавать нужно и это уже шаг к новому знанию. Чего и опасаются недруги.
Верно. Но уважаемые оппоненты всего лишь повторяют ваш излюбленный прием. Разве не Вы часто требуете аргументацию авторитетными и одновременно доступными публикациями. В исследованиях часто приходится выбирать между авторитетом "долбодуев" от "официальной науки" и живой исследовательской мыслью и идеей.
Учитывая, что та область, которую мы сообща затронули в этой теме, существует в условиях высочайшей неопределенности, то авторитетов от "официальной науки" вообще здесь нет и долго ещё не будет. Именно для таких областей неопределенности и созданы научные методы её разрушения. К ним и относятся столь часто мной упоминаемая методика сравнительного концептуального анализа.
Для неё не нужны доказательства концептов, а необходима как можно более широкая их база из всех доступных теорий и учений. Не важно, на уровне ещё идей и гипотез или "строгих научно доказанных" теорий. Сравнивая эти концепты на противоречивость и дополнительность, в постепенно создаваемом системном единстве, мы и разрушаем эту гнетущую неопределённость.
А обсуждаемый нами автор "дешифровки" полезен не своими мнимыми результатами, а интуитивными идеями. И вреден не своей ложью, а попыткой её догматизировать как "абсолютную истину". Было бы много больше пользы, если бы он просто изложил свою концептуальную идею, а не тужился её водрузить на пьедестал "строго научно доказанного факта".
Цитата:
Возможно, что тут действительно можно бы применить методы криптографии для дешифровки текстов. Не знаю. Но сама тема интересная. Увлекает.
Да плевать на эти потуги дешифровать какой-то убогий текст. Нет такой возможности и ладно. Важно дешифровать смыслы. А это возможно. И ни в коем случае не терять время на их логическое обоснование. Это время нужно использовать на проверку концептуальной непротиворечивости новой конфигурации системы знаний, с учетом включения в неё проверяемой смысловой идеи...