|
Site Admin |
|
Зарегистрирован: Пт авг 06, 2004 6:24 pm Сообщения: 9072
|
Проблемы экономических реформ в КНРХотя о внутренней экономической политике Китая написано немало, тем не менее, хотя бы в тезисной форме целесообразно напомнить основные этапы реформы.
26 февраля 1978 г. тогдашний председатель ЦК КПК Хуа Гофэн на пятом конгрессе ВСНП провозгласил программу 4-х модернизаций, рассчитанную на 10 лет (1976-1985 гг.). Она включала модернизацию сельского хозяйства, промышленности, национальной обороны, науки и техники. В сельском хозяйстве предполагалось распустить коммуны, а землю передать в аренду крестьянским семьям. В целях стимулирования сельскохозяйственного производства государство повысило закупочные цены на рис и некоторые другие продукты сельского хозяйства. Предполагалось, что определенная часть продукции будет продаваться государству, оставшуюся можно реализовывать на рынке по рыночным ценам. Этот план сработал. Развитие сельского хозяйство пошло вверх, и уже в начале 80-х годов были отменены карточки на продовольствие.
В промышленности был ослаблен контроль за ценами на многие виды производства и потребительские товары, а также было разрешено приватизировать некоторые предприятия.
Реально реформа началась после декабрьского Пленума ЦК КПК в декабре 1978 г.15
Надо отметить одну важную деталь, уже забываемую аналитиками. В 1984 г. по инициативе Дэн Сяопина произошла массовая кадровая чистка, в результате которой руководители старшего поколения покинули посты среднего и высшего звена. Их место заняли руководители среднего возраста, большинство из которых получили образование за рубежом, в том числе и в Советском Союзе.
В реформах решающую роль сыграла политика Открытых дверей, начавшаяся с установления 4-х специальных экономических зон (СЭЗ), поначалу в провинциях Гуаньдун и Фудзянь в 1980 г., затем еще в 14 прибрежных районах в 1984 г., а в 1987 г. на острове Хайнань. Такая политика должна была привлечь иностранный капитал, который и ринулся туда через несколько лет (после подготовки инфраструктуры зон), особенно в начале 90-х годов.
Кроме того, были отпущены цены на многие виды продукции. В настоящее время, по данным вице-премьера Ли Ланциня, 80% цен на средства производства, 35% на сельскохозяйственные товары и 95% на потребительские товары определяются рынком.16
Ныне китайская экономика развивается в соответствии с 9-м пятилетним планом (1996-2000 гг.). В общей форме задачи плана сводятся к тому, чтобы продолжить политику Открытых дверей (имеется в виду уменьшить тарифные ставки на импортируемую продукцию), развивать сельское хозяйство, чтобы накормить население и модернизировать экономику, сохраняя базовую промышленность в руках государства. В официальных документах подчеркивается, что КПК будет твердо придерживаться марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна в качестве официальной идеологии.17
В данном документе, так же как и во множестве других, фиксируется немало проблем, с которыми сталкивается Китай в ходе реформ. Среди них наиболее серьезными считаются следующие.
Высокая инфляция с двузначными цифрами. Особенно острой эта проблема была в 1993 г. В результате жестких правительственных мер в 1995 г. она была понижена до 15%.
Массовая коррупция среди государственных чиновников и бизнесменов. Борьба с коррупцией, - говорил премьер Ли Пэн на Третьем пленуме Восьмого конгресса ВСНП 4 марта 1995 г., - является одной из первоочередных задач в китайской политике. Хотя в 1995 г. было арестовано 47 560 человек по делу о коррупции, ясно, что эта задача еще далеко не выполнена.
Разрыв между быстро развивающимися приморскими территориями с населением в 290 млн человек и глубинками Китая, где проживает чуть менее 1 млрд человек. Предсказывается, что в период между 1988 - 2000 г. из глубинок к побережью переберутся около 180 млн человек, что, с одной стороны, оголяет внутренние территории КНР, с другой - создает напряженные отношения местных жителей с пришельцами.
Увеличивается разрыв в доходах населения, работающих на госпредприятиях и частных, а также между жителями городских и сельских районов. В последнем случае разница - в несколько раз (в три-четыре раза). Усилилась дифференциация доходов и среди рабочих. 10% тех, кто наверху, получают зарплату в 4 раза больше тех 10%, кто внизу. В целом образовалась прослойка богатых. Годовой доход 10% богатых в 8 раз превосходит 20% находящихся внизу.18 Сами китайские руководители вынуждены признать, что четыре пятых населения Китая является "третьим миром Китая".
Фактически образовалась многослойная экономика с четким классовым размежеванием. Социальная структура КНР "наверху" также делится на три слоя. Первый составляют государственные чиновники, которые ведут переговоры и имеют каждодневные дела с зарубежными предпринимателями (прежде всего, с гонконгскими капиталистами); второй - частные предприниматели, многие из которых имеют бизнес опять же с иностранцами; и третий - "красные капиталисты", которые живут в Гонконге или где-нибудь еще за рубежом и работают в государственных агентствах и компаниях КНР. (Типичный "новый класс" по Джиласу, похожий на советских партчиновников "позднего социализма".) Получится ли из них "новый класс", который мог бы быть менее коррумпированным, более альтруистичным "социалистическим предпринимателем", склонным развивать социализм "с китайской характеристикой"? Отвечая на этот вопрос, Дж. Боррего с некоторым беспокойством полагает, что если бы такой класс возник, то это оказало бы влияние на капиталистическую практику Китая. Что, естественно, не дай бог!
Еще одна проблема - экологическая - крайне обострилась за годы реформ. Специалисты П. Терокс и Хи Бочюань считают, что "китайское экономическое чудо является беспорядочным процессом и экологическим бедствием... В некоторых местах качество воздуха наихудшее на земле. Чтобы воздвигнуть города за какие-нибудь месяцы, были передвинуты горы, затоплены рисовые поля, вырублены леса: процесс, который явился причиной ужасающего наводнения в южном Китае".19
Специфическая проблема Китая - рост населения. Западные радетели демократии и "прав человека" в этой связи постоянно атакуют китайские власти за жесткие меры в подходе к вопросам рождаемости. По данной проблеме, как и по многим другим, западников подводит их самоуверенность в универсальности своих "ценностей". Они не хотят знать, что у каждой страны свои особенности, свои подходы к проблеме, причем сами подходы могут меняться даже в одной стране в зависимости от той или иной исторической ситуации, примером чему может служить, кстати, тот же Запад. То, что узаконено и считается правильным на Западе, в частности в США или Канаде, в Китае может оказаться катастрофическим. Правда, этот термин - катастрофический - я мог бы применить и к самому Западу, по крайней мере, Канаде и США. То, что в Северной Америке норма: мужеподобные и чудовищно равноправные "женщины", а также неспособные к деторождению гомосексуальные мужчины, в других странах, в том числе в Китае, может рассматриваться как аномалия. Проблему народонаселения КНР решать самим китайцам.
Проблем можно приводить бессчетное множество. Важно то, что китайские руководители не закрывают на них глаза и всеми способами пытаются их решить. Вместе с тем надо подчеркнуть, что без проводимых реформ проблем было бы гораздо больше, что подтверждает дореформенная практика Китая. Кроме того, многие нынешние проблемы вытекает из успехов. Они являются своего рода болезнями роста. А то, что рост налицо, причем рост скачкообразный - этого не может отрицать никто.
Спорят по другому поводу, за счет чего Китай добился таких успехов. За счет ли рынка и политики открытых дверей, или за счет вмешательства государства в реформы, за счет жесткой надстройки и т.д. Извращений и фальсификаций на эту тему не счесть. Посмотрим, как сами китайцы, их ученые и руководители отвечают на этот вопрос.
Причины успехов реформ
Все они называют нынешнюю китайскую экономику как новую социалистическую рыночную экономику, что как раз и определяет специфику китайского социализма. Сцепка рынка с социализмом. Рынка управляемого и контролируемого государством. Но дело не только в регулирующих, управляющих и контролирующих функциях государства, но и в собственности самого государства, владеющего стратегическими отраслями производства и сырья. В этом как раз и состоит социалистическая специфика Китая, отличающего его от других стран Восточной Азии. Ли Ланцин как бы в ответ на бушующие вокруг КНР споры пишет: "Социалистическая рыночная экономика представляет собой структуру, где общественная собственность играет доминирующую роль, что позволяет различным экономическим секторам пользоваться общим развитием. Китай никогда не пойдет на приватизацию, хотя он и поддерживает развитие рыночного частного сектора. Чистый объем госпредприятий занимает 70% во всем промышленном секторе, а прибыли и налоги, которые они возвращают, превышают 60% от общего их поступления".20
Однако бросается в глаза, что между китайским социализмом и капиталистическими странами Восточной Азии существует немало общего не только в результатах, но и в формах проведения реформ. Почему-то аналогичных результатов, несмотря на капиталистический характер их обществ, не наблюдается ни в странах Латинской Америки, ни в Индии, ни во многих африканских капиталистических странах. Видимо, есть нечто общее во всех восточно-азиатских государствах, что послужило причиной их быстрого экономического развития.
Говоря о слагаемых успеха, все лидеры стран Восточной Азии фактически приводят один и тот же "список" факторов роста. В обобщающей статье Вань Гуана, ученого из Китайского центра международных исследований, приводится следующий перечень:
- политическая стабильность;
- долгосрочное постоянство макроэкономического роста, достигаемого на основе а) жесткого контроля бюджетного дефицита; б) баланса международных платежей и контроля за инфляцией; в) эффективного управления внешнеэкономическим долгом;
- политика Открытых дверей, стимулирующая экспорт товаров, капитала и технологии; интеграция в мировой рынок и улучшение качества продукции в сочетании с защитой национальной промышленности;
- необходимое правительственное вмешательство в экономическую деятельность;
- большие инвестиции в человеческие ресурсы;
- высокие накопления, соответственно, масштабные инвестиции;
- сужение разрыва в доходах между богатыми и бедными и улучшение системы распределения национального богатства.21
Все названные параметры относятся в основном к компетенции государства. Зам. директора Китайского общества изучения АТР Ши Минь в этой связи подчеркивает: "Восточная Азия не следует неоклассическим доктринам, в соответствии с которыми роль государства должна сводиться только к исправлению пороков рыночного механизма. ... В Восточной Азии установлена новая формула, которая позволяет правительству вмешиваться в рыночную экономику различными способами в целях более полной мобилизации потенциала правительства, предприятий и индивидуумов".22 Это высказывание подтверждается практикой проведения экономической политики почти всеми государствами Восточной Азии, за исключением Гонконга и Макао. Но есть что-то более фундаментальное, даже по сравнению с ролью государства. И это "более" является "азиатской системой ценностей", которая состоит из таких блоков:
- гармоничное сосуществование, равенство и скоординированное развитие;
- преимущество семейных и групповых интересов над интересами индивидуума;
- прилежание, бережливость и скромность;
- хорошее образование.
В развернутом виде "альтернативный" взгляд на ценности дает сингапурский дипломат и ученый Томми Ко в статье под названием "Поведенческие подсказки из Восточной Азии: больше - нам, меньше - мне". Привожу перевод этой статьи полностью.
<<1. Восточные азиаты не верят в крайние формы индивидуализма, практикуемые на Западе. Мы согласны, что каждая индивидуальность важна. Но он или она не изолированные существа, а члены какого-нибудь ядра: расширенной семьи, клана, соседей, общины, государства. Восточные азиаты верят, что бы ты ни сделал или ни сказал, ты должен помнить об интересах других. В отличие от западных обществ, где индивидуальность ставит свои интересы выше других, в азиатском обществе индивидуум пытается сбалансировать свои интересы с интересами семьи и общества.
2. Восточные азиаты верят в сильную семью. Уровень разводов намного меньше, чем на Западе, и азиаты, как правило, не оставляют своих старых родителей. Они верят, что семья является цементирующим ядром общества.
3. Восточные азиаты почитают образование. В отличие от Запада, эта ценность присуща не только элите, а всем. Азиатские матери готовы пойти на любые жертвы, чтобы помочь своим детям в школе. В Сингапуре многие родители берут отпуска, чтобы помочь своим детям подготовиться к экзаменам. В результате азиатские студенты постоянно превосходят западных студентов в математике и в естественных науках.
4. Восточные азиаты верят в накопление и экономность. Не случайно, что в Сингапуре уровень накопления равен 46% от ВНП, самый высокий уровень в мире, и что Тайвань имеет самые большие резервы валюты. Восточные азиаты верят: будь то индивидуум, семья или правительство они должны вести экономную жизнь и жить в соответствии со своими средствами. Это лучше, чем западная склонность к растратам, оплачивая их "ко времени" и живя под бременем долга.
5. Восточные азиаты рассматривают тяжелую работу как добродетель - главная причина того, что этот регион превосходит Европу.
6. Восточные азиаты практикуют национальную групповую работу. Профсоюзы и работодатели рассматривают друг друга как партнеров, а не классовых врагов. Вместе: правительство, бизнес и рабочие трудятся в сотрудничестве на благо государства. Эта философия, в сочетании со способностью к выработке национального согласия, является одним из секретов так называемого чуда развития Восточной Азии.
7. Существует азиатская версия общественного контракта между обществом и государством. Правительство устанавливает закон и порядок, предоставляя гражданам базовые необходимости для работы, содержание дома, образования и здоровья. Правительство также обязано относиться к своему народу справедливо и гуманно. В ответ ожидается, что граждане будут придерживаться законов, уважать тех, кто у власти, работать усердно, воспитывать и стимулировать своих детей учиться и быть самостоятельным.
Большинство азиатских правительств не платит пособия по безработице, частично из-за того, что она не является массовой, а частично, чтобы избежать западной болезни вэлферизма. Азиатские правительства не оказывают помощь незамужним женщинам с детьми, так как подростковая беременность и незаконное рождение, к счастью, редки в Азии.
8. В некоторых азиатских странах правительства стараются сделать каждого жителя владельцем дома. Более 90% сингапурцев имеют свои дома. Сингапур также является страной с самым высоким процентом жителей, держателями акций (50,5% по сравнению с 16,2% в Англии и 11,7% в США).
Каждый год рабочие в частном и общественном секторе получают определенные премии. В этом году, например, каждый рабочий общественного сектора в Сингапуре получит три с половиной месячных оклада в качестве премии. Некоторые рабочие в частных секторах получат еще больше. Таким путем мы пытаемся строить коммунаторные общества.
9. Восточные азиаты хотят, чтобы их правительства устанавливали целостный моральный климат, в котором можно растить детей.
В недавнем обзоре обнаружилось, что большинство сингапурцев не хотят, чтобы журналы типа "Плейбой" циркулировали в стране. Недавно демократически выбранное правительство в Сеуле не разрешило Майклу Джексону выступать в Южной Корее. Нет причин и для того, чтобы азиаты принимали западный взгляд на то, что, дескать, порнография, непристойность, матерщина и похотливое поведение, а также атаки на религию защищены правом на свободу слова.
10. Правительства Восточной Азии хотят свободной прессы, но в отличие от Запада они не верят, что такая свобода абсолютно необходима. Мы не хотим, чтобы наша пресса была только повторением того, что говорит правительство. В то же время мы считаем, что пресса должна быть ответственной.
Например, она не имеет права провоцировать рознь между расами, религиозными или языковыми группами или между странами. Мы также настаиваем на том, что пресса должна давать тем, кто атакован, право на ответ.
Все вместе, эти 10 ценностей формируют систему, которая позволила обществам в Восточной Азии достигнуть экономического процветания, прогресса, гармоничных отношений между гражданами, законом и порядком (Сингапур и Токио два самых безопасных города в мире).
Поколениями азиаты учились у Запада, и мы продолжаем это делать. Я надеюсь, что настало время, когда Запад должен также проявить желание поучиться у Востока>>.23
В унисон с сингапурским ученым китайский ученый Чэн Цичжэнь (Китайский институт международных исследований) подчеркивает, что, прежде всего "независимость и дух возрождения" являются предварительными условиями для национальной творческой силы и экономического развития. Как и многие авторы, он подчеркивает роль правительственного вмешательства в установление рыночной экономики и управление ею. Важен еще один момент, выделяемый автором. Вопреки так называемым "равным возможностям" или открытой двери, защищаемой западными странами для перераспределения рынка, успех в азиатском экономическом развитии вытекает из правительственной стратегии, которая хорошо работает в тандеме с уникальными условиями каждой страны. Повторяя многие положения азиатских специфик, доктор Чэн заканчивает свою статью: <<Азиатский опыт также свидетельствует, что Азия может модернизироваться сама, идя своим путем, а не копируя модели, предписанные в западных учебниках. Азия, среди прочего, является домом различных политических и социальных систем и различных традиций. "Экономическое чудо" говорит о том, что моральная и культурная ткань, которая сплачивает Азию, играет конструктивную роль в азиатском экономическом прогрессе>>.24
Бережливость - важная черта характера восточных азиатов. Подтверждается это такими цифрами, имеющими отношение к экономике. Уровень вкладов, т.е. накоплений, в Японии и Малайзии равен 34%, в Китае - 40%, в Сингапуре - 46%.25 Считается, чтобы эти накопления имели экономический эффект, уровень вкладов должен быть не менее 30% от ВВП. Восточно-азиатские страны более чем удовлетворяют эту пропорцию.
Обычно в разговорах об успехах в данном регионе западные эксперты редко касаются образования. Но это еще одна из уникальностей конфуцианской парадигмы. По данным экспертов, "Четыре дракона" затрачивали в среднем 15-20% (!) своих бюджетов на образование, а треть производительности труда достигалась за счет внедрения новых технологий.26
Естественно, все указывают, что подобная черта характера идет от конфуцианской морали и культуры, что и делает этот регион уникальным по сравнению с другими частями света.
В конечном счете все слагаемые успеха в странах Восточной Азии, по мнению аналитиков Мирового Банка, сводятся к культуре: "Люди в этих экономиках просто учатся упорнее, работают интенсивнее и делают больше накоплений, чем люди в других странах".27
15. Подр. см.: Nolan, Peter and Ash, Robert F. China's Economy on the Eve of Reform. - The China Quarterly, December 1995, № 144 (pp. 980-998). 16. Beijing Review, Jan. 8-14, 1996, p. 15. 17. Ibid. 18. International Affairs, v. 70, № 2, 1994, р. 248. 19. Цит. по: Borrego, р. 75. 20. Beijing Review, Jan. 8-14, 1996, p.16. 21. Beijing Review, September 2-8, 1996, pp.7-8. 22. Beijing Review, Jan. 8-14, 1996, p.10. 23. The Vancouver Sun, Jan.10, 1994, p. A-8. 24. Cheng Qizhen. Economic Growth: The Asian Experience. - Beijing Review, Aug.5-11, 1996, p. 6,9. 25. Beijing Review, Aug.5-11, 1996, p. 7. 26. Beijing Review, Jan. 8-14, 1996, p. 11. 27. Fortune, October 31, 1994, p. 88.Глава из книги О.А. Арин "Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность."
|
|