igrek писал(а):
неомарксист писал(а):
Однако как только цены сравнялись с издержками, дальнейший рост конкуренции приводит к возникновению сверх-конкуренции и соответственно к росту цен
Не приводит. Дальнейший рост конкуренции невозможен, любые новые продавцы либо вытеснят других, либо сами уйдут. Я это доказал, и ошибок Вы не нашли. (То, что Вы назвали ошибкой, на самом деле было просто предложением изменить условия задачи, причём я не против, меняйте. Это даже интересно.)
Состояние, когда цена становится равной издержкам я назвал сверх-конкуренцией, а Вы предельной конкуренцией, суть одна, а термины разные. Вот моя цитата:
Предлагаю сосредоточиться на второй части моего доказательства, когда торговых точек 10 и выручка сравнялась с издержками - это говорит о том, что на рынке установилась свех-конкуренция из-за переизбытка торговцев. Это состояние рынка и является у нас отправной точкой. Арифметически такое возможно, что при повышении цены и потери части покупателей можно получить прибыль, а при снижении цены - уйти в убыток, во это я и хотел показать.Согласен, что при предельной (сверх-) конкуренции дальнейший рост конкуренции, а соответственно и снижение цен невозможно. Вы утверждаете, что при предельной (сверх-) конкуренции цены будут стоять на месте и начнут расти только после того, как часть торговцев уйдут с рынка. Я же придерживаюсь мнения, что цены при сверх-конкуренции могут расти , для этого нет необходимости, чтобы часть торговцев ушли с рынка.
....Условие задачи поменять можно, там я не учел, что при росте конкуренции цены снижаются.
Итак, у нас 5 торговых точек, 100 покупателей, на каждого покупателя приходится по одной продуктовой корзине общей стоимостью 10 руб., издержки составляют 80 руб. на точку.
В итоге каждая из 5 торговых точек имеет выручку 200 руб., 20 покупателей и прибыль равную 120 руб. Будем считать это средней нормой прибыли в экономике.
Далее количество торговых точек постепенно растет, новые точки привлекают покупателей за счет более низких цен, потому как устоявшаяся в торговле норма прибыли позволяет это сделать. На определенном этапе, когда количество торговых точек достигает 10, возникает предельна или сверх- конкуренция, выручка становится равна затратам.
Ситуация на рынке будет выглядеть так:
Торговых точек 10, покупателей на каждую точку приходится тоже по 10, цена за продуктовую корзину снизится до 8 руб., выручка и затраты для каждой точки составит по 80 руб.
Если ничего не будет меняться в течении продолжительного времени, то все торговые точки окажутся либо банкротами, либо просто закроются. Можно предположить, что слабых среди них нет и все работают с клиентами на высочайшем уровне, поэтому сидеть сложа руки не будут. Допустим пятеро из них решили поднять цену на 1 руб. и потеряли по 1 клиенту, в итоге выручка у них составит 81 руб., а у остальных и того больше - 88 руб. Простая арифметика нам говорит о том, что проще и целесообразнее поднять цены и остаться с прибылью, нежели чем дожидаться пока кто-то обанкротится.
Попытаюсь подытожить:
1. Когда торговых точек пять, то на рынке устанавливается
оптимальный уровень конкуренции, прибыль в торговой сфере становится равной средней нормой прибыли в экономике.
2. Далее,
конкуренция становится избыточной, так как приводит к постепенному снижению уровня прибыли по отношению к средней нормы прибыли.
3. В итоге на рынке устанавливается
предельная конкуренция - это когда выручка становится равной издержкам, то есть прибыль снижается до нуля, рентабельность в торговой сфере достигает дна. В этой ситуации торговые точки могут позволить себе поднять цены, то есть оттолкнутся от дна, чтобы выйти в прибыль, тем более ситуация на рынке позволяет это сделать. У населения, из-за падения цен, накопилась лишняя ликвидность на руках, а потеря части покупателей, из-за повышения цен, все равно позволяет торговым точкам выйти в прибыль.
Таким образом, при избыточной конкуренции цены могут как снижаться, так и расти, достигнув равновесия в точке 10 руб. за продуктовую корзину, количество торговых точек при этом будет 10, возможно чуть меньше, но больше чем 5. На мой взгляд, торговые точки будут продолжать поднимать цены, стремясь к средней норме прибыли, достигнуть этой нормы они смогут только за счет инфляции, то есть цены превысят отметку в 10 руб.
igrek писал(а):
Вдумался, не наш случай. Насреддин наладил производство — варку и покраску яиц, это означает добавленную стоимость, поэтому он мог бы продавать яйца дороже десяти рублей. У наших продавцов такого нет.
Вы считаете, что продавцы - это бездельники и никакой услуги населению они не предоставляют? У Вас продавец при предельной конкуренции покупает яйца за 10 руб. и продает за 10 руб., надеясь на какую-то эфемерную прибыль (навар) в будущем, мол кто-то из конкурентов обанкротится и яйца можно будет продавать уже с прибылью. Я думаю случай тот самый.
igrek писал(а):
Вот если бы он покупал яйца за 10, а потом, ничего с ними не делая, перепродавал за 11 под предлогом «а иначе ведь прибыли не будет», это было бы то, о чём говорите Вы — когда цена равна затратам, нужно увеличить цену, чтобы получить прибыль. Но это уже анекдот с курицей за сто рублей.
То есть все продавцы спекулянты, потому что продают товар с прибылью, ничего с ним не делая?