VPolevoj писал(а):
Вот скажите мне (кто сможет), чем индивидуальное производство отличается от общественного (коллективного)?
Для того, чтобы ответить на вопрос конкретно, а особено на его следствие - когда и по какой причине появилось общественное производство, необходимо вывести очереднйо постулат о том, что во первых, общественное производство свойственно только сапиенсу и второе - оно появляется вместе с сапиенсом и является его отличительной характеристикой. И если первому постулату особых возражений не ожидается, то когда хватаемся за второй, возникают коллизии, озвученные
srha и являющиеся точкой зрения материалистического детерминизма.
Вообще, считаю удачным, что
srha высказал эту позицию, посколкьу я не смог бы выразить эту кртикуемую мной систему взгладов точнее, чем тот, кто ей следует.
srha писал(а):
Стартовая позиция. Обезьяны. Каждая обезьяна сама себе всё собирает с "дерева". Кстати, обезьянам тоже ресурсов не хватает, что ограничивает их популяцию.
Следующий шаг. Первый шаг к далекому будущему человечества - капитализму. Вдруг... уже не совсем обезьяны...собираются в общественные структуры, чтобы добыть продукт-мамонта.
В этом абзаце лишь на первый и, при том - матдетерминистский - взгляд, всё логично. Однако, получается, что либо первобытного коммунизма не было вовсе, либо первобытный коммунизм есть промежуточный,
скоротечный шаг
зарождающегося челвоека (проточеловека или
не совсем обезьяны) на пути к капитализму, который в сязи с этим следует считать синонимом цивилизации.
Дальше ув.
srha уже на этом этапе не видит проблем, чтобы вводить "разделение труда", которое у всякого марксиста вызывает
реактивные выводы о зарождении "частной собстенности":
Цитата:
части этой структуры начинают специализироваться на добыче определенной части продукта... чем сильнее разделение, тем выше производительность, тем больше ресурсов появляется для обработки и продуктов. Начинается медленное накопление богатств и технологий в роду. То есть особь внутри рода всё меньше делает всё сама, а всё больше на чем-то специализируется. Критерием успешности - является производительность рода в производстве необходимого продукта для расширенного воспроизводства.
Я тут наподчеркивал якоря материалистически детерминированного марксизма, которые сами ведут
повествователя к привычному и уже досконально знакомому миру капитализма, единым махом перепрыгивая всякий первобытный коммунизм, как недостойную внимания стадию. Коммунизм в таком исследовании неинтересен,
примитивен, как любое занятие
дикарей - надо поскорей перейти к знакомому, а потому -
уютному праву собственности, чтоыб исследовать уже его.
Этот путь ведет не к научному коммунизму, а к его вульгаризированной имитации в виде
полнейшего удовлетворению потребностей, к "потреблятскому колбасному коммунизму".
Понятно, что я с таким подходом не согласен. И не голословно, а опираясь опять на мысли того же Энгельса, где уже первобытное коммунистчиеское производство названо не производством
средств к жизни, а производством
самой жизни. За эту фразу Энгельса критиковали последующие матдетерминисты, и так усердно, что нынешние и среди них, видимо,
srha уже просто не видят в ней ничего особенного. Между тем, эта особенность не зря была выделена самим Энгельсом, как
вывод! Превобытное общество, в свзяи с этим выводом, занималось, не столько добычей/производством продукта (не потреблятсвом в нынешнем понимании), а производством
человека настоящего и именно поэтому было коммунизмом, и этим коренным образом отличалось от экономической формации, удовлетворяющей потребление, в которые оно трансформировалось позднее, с развитием част. собственности (отчуждения)
С точки зрения исправленной по этому
выводу теории, первобытный коммунизм был
более цивилизован, чем последующие формации.
Поэтому
историю первобытности следует излагать по другому. Первобытный человек не только мамонтов забивал и копытил корешки по-обезьяньи,
первобытный челвоек именно первым, будучи в коммунизме, начал возделывать землю, окультуривать пространсво и возводить инфрастурктуру. Первобытный человек создал общину - прообраз коммунизма - не только родовую, но и соседскую, а значит - создал и идеологию "своих-и чужих" не только по признакам кровного родства, но и по признакам единства мировоззрения, хозяйственного и культурного уклада.
И первобытным тот коммунистический человек продолжает считаться лишь с точки зрения современного либерализма ( который собствено и лежал в оснвое ортодоксального марксизма), не мыслящего цивилизованности без част. соб-сти, то есть, отчуждения. Для либерастов чем более атомизирован человек, чем более оторван от общества и противопоставлен ему в виде самоценной "Личности", то есть - чем более челвоек
дик - тем более он цивилизован.
Но "первобытный" коммунистический челвоек
создал то самое общество, как сумму отношений, на котором теперь
паразитирует либерализм своими капиталистчиесикми структурами. Первобытный коммунист придумал разделение труда и рост производительности для своей общины, потому что только
общественно развитый челвоек умеет
творить, а не
дикий сторонник индивидуального
распределения.
В этом разница: "первобытный" коммунистический человек изобрел созидание и труд - общественное производство как таковое, а индивидуалист всё это время изобретал и совершенствовал способы частного распределения, паразитического по отношению к общественному производству. Нет в человеческом обществе никакого особого, дистиллированного индивидуального труда. Вот такой ответ на ваш вопрос ув.
VPolevojЦитата:
Пусть поначалу будут те же бананы. Каждый индивид сам собирает себе бананы, столько, сколько ему надо, чтобы наесться. Но своего детеныша эта особь всё равно кормит? Значит, её производство не совсем эгоистичное? Что-то производится для себя, а что-то - заведомо - для кого-то другого.
Вам, как биологу известно, что кормят детенышей все млекопитающие и сумчатые, а также птицы. Это слишком древний инстинкт, чтоыб примерять его к
разумной человеческой деятельности. Поэтому если индивид собирает бананы - он орангутан и останется орангутаном, даже если он кормит не дитеныша, а собрата.
Цитата:
А если добыча складывается в общий котел? Скажем, все на целый день разбредаются (например, по острову) и каждый собирает столько припасов, сколько сможет найти. Все собранное относится в общий котел и распределяется поровну между всеми участниками. Это - уже общественное производство?
Тут надо углубляться в вопрос антропогенеза, и помнить, что практически определяющим признаком разумности считается межличностное общение через речь. А в этом межличностном общении главным вектором является общественное восприятие индивида. Грубо говоря, речь появилась не от способностей индивида говорить, а от способностей сородичей его понимать. Общее, целое детерминирует частности. Человек возник сразу как общество, а не как индивид.
Поэтому складывание индивидуальной добычи в общий котел - это уже действие высокоразумных существ, умеющих делать глубокие размышления и прогнозирование событий на основе развитой системы контрсуггестии. Применительно к вашей модели - это действие очень сознательных,
высокоорганизованных юнитов, находящихся под влиянием
сформировавшегося авторитета, то есть, по сути, это дейсвтие юнитов, уже хорошо освоивших общественный труд и, главное, - общественное распределение, - но оказавшихся в условиях отсутвия необходимых производительных сил и инфраструктуры. Этот "способ добычи" вторичен.
Цитата:
Или под общественным подразумевается только такое производство, когда одно общее дело не может быть сделано в одиночку? Например, завалить мамонта. В одиночку уж точно не справиться. Но вот вопрос: а надо ли? И потом, коллективные формы охоты есть у львов, у волков, у диких собак, у гиен и т.д. и т.п. У тех же обезьян. Значит, коллективную форму "труда" нельзя считать общественной.
Именно так. Только почему коллективную форму труда нельзя считать общественной, если ею занимаются
общественные же животные? Разве человек для того разум получал, чтобы отказаться от разработанных "до него" удачных способов взаимодействия? Надо просто определить эту скользкую разницу между общественнотью животных, построенных на суггестии и общественностью людей уже на контрсуггестивной основе.
Разумное взаимодействие возникает на почве
понимания задач участниками, где индивидуальнй вклад лишь частичка общего замысла. У стайных животных этого понимания нет - животное не может "тормознуть" или переформатирвоать свое действие, если оно в какой-то момент противоречит общему замыслу. Животные даже в общем строю действуют как "индивидуальные герои". Типичным воплощением этой тактики в человеческом обществе является преступное сообщество - банда. Банда - это деградировавшее в "животный стиль" общество.
Поэтому, на мой взгляд, в вашей модели начальной моделью должно стать вот это коллективное производство недостаточного продукта, которое впоследствии может как развиваться, так и деградировать.
Цитата:
Может тогда под общественной подразумевается такая форма производства, при которой наблюдается разделение труда? Специализация в как можно более крайних формах. Типа, один растит хлеб, а другой делает ему плуг, третий строит дома, четвертый кладет печь, пятый... и т.д. Это - общественное производство?
Да. И это общественное производство
И говорить о
крайней форме специализации можно лишь в том смысле, что она
не противоерчит общему замыслу. Пока противоречие не портит общий замысел, специализация труда никакая не "крайняя", а обычная, она не ведет к общественному разделению и разрушению общества. А начинает портить общий замысел это противоречие не в сфере взамодействия, а в сфере распределения.
Вы ведь знаете, что для меня, в отличие от матдетерминистов, определяющей является не общественность труда и глубина его разделения, а "глубина распределения продукта". Поэтому именно данный фактор, как проявление
общественного сознания показывает коммунистическую цивилизованность
человека настоящего, в отличие от "человека дикого", показывает его общественную зрелость, которой нет у животных. Животные, даже коллективно действующие и разделяющие труд, не прогнозируют свою деятельность в будущее и не создают новых приемов и навыков труда. Животные в своей общественности остановились на уровне 3-х летних детей, именно поэтому у них практически всегда
тактический эгоизм побеждает общественную стратегию.