КОНЦЕПЦИЯ городской программы «Севастопольская локальная система расчетов» Введение Переход под юрисдикцию РФ потребует времени. И за это время центральная (самопровозглашенная) власть Украины может помешать нашему движению к цели самым простым способом – лишить город наличной гривны. И, несмотря на то, что РФ обеспечит Севастополь деньгами сполна, эти деньги не являются валютой Украины. Для соблюдения законности (во избежание обвинений в сепаратизме) в этот – переходный – период, а также как антикризисная и предлагается эта программа. Известно, что денежная система всегда может быть дополнена вторым контуром – целевыми деньгами (ваучеры - для приватизации, материнский капитал – для стимулирования рождаемости (в РФ)), и после достижения цели эти деньги должны "исчезнуть": превратиться в материальный кап-л (приватизация), раствориться в общей денежной массе (материнство). Обобщая, целевые - это РАСЧЕТНЫЕ деньги, т.е. деньги, лишенные функции накопления, а, значит, не ДЕНЬГИ в строгом понимании закона. И к денежным суррогатам, также, не относятся, т.к. не являются «документами в виде денежных знаков, которые отличаются от денежной единицы Украины» . Почему бы координационному совету не взять ситуацию в свои руки и так же как поступили неглупые люди в сотнях городах многих стран не создать локальную систему обмена товарами (услугами)? Памятуя, что товары, а не деньги, есть реальный фундамент экономики. Товары и их составляющие - есть 98% нашего богатства, а на деньги приходится только 2%.
Основные черты Программы
Если творчески осмыслить вышеприведенное, становится понятным, что город может ввести свои «ваучеры», ограничив сферу их применения на уровне базовых потребностей людей. В предыдущей главе раскрыта суть «целевых денег», однако в нашей расчетной системе деньги использоваться не будут. Предлагаемая расчетная единица не соответствует определению «деньги», т.к. не имеет всех функций денег (функции накопления). Более того, ее эффективность именно в том, что она используется параллельно с деньгами, вторым контуром. Предлагается создать локальную систему расчетов (ЛСР), участниками которой может стать любой человек, но основу создадут местные хозяйствующие субъекты. И сделать это на основе «старого доброго» бартера (и знакомо, и законно, и не требует специального согласования «в верхах»). Многие помнят, что он помог пережить кризис в 90-х годах («Некоторые экономисты усматривают уход в обмен (бартер), взаимозачеты, неденежные расчеты просто как практику ухода от налогов. На самом деле все это является примером социального предпринимательства ответственных людей, стремящихся удержать на плаву стремительно разваливающуюся хозяйственную систему страны»).. Расчеты в ЛСР будут производиться обменом товара на товар. И для облегчения этих обменов используется универсальный товар – назовем его «дикер» - товар, предназначенный для обмена (с англ). Дикеры вводятся в действие двумя путями: 1. через выдачу (до трети) ЗП бюджетникам, пенсии, социальные пособия; 2. через выдачу по договорам займа (позыки, ст. 1046 ГКУ) - беспроцентно! – участникам ЛСР, которые они будут возвращать также дикерами, подобно тому, как мы занимаем у соседей спички или соль. Гарантией возврата этого товара являются люди (их имущество), получившие займ (он хоть и беспроцентный, но - возвратный). Цикл будет такой: население, получив дикеры, обменяло их на другой товар (услугу) у тех продавцов, которые добровольно стали членами ЛСР; продавцы полученные дикеры обменяли на другие товары и выдали в счет части зарплаты своим работникам; те обменяли их на свои потребности и т.д. Цикл замкнулся. Лицевая сторона дикеров похожа на обычные карты. На ней указывается количество и цена, а также - в качестве пропаганды этих идей - фото людей, которые разработали теорию, взятую нами за основу (это – отдельная тема и об этом – на семинарах). На обратной стороне указана выписка из правил обмена. Для начала предлагаются три небольших ранга: 1; 1,5; 2,5 дикера стоимостью 10, 15 и 25 грн. При увеличении объема выпуска возможно введение бóльших рангов в 5 и 10 дикеров.
Порядок внедрения
Введение ЛСР в действие будет одновременно и самым эффективным средством против кризиса, т.к. позволит: 1. Увеличить объем товарооборота даже больше, чем до кризиса; 2. Внедрить практику по - настоящему беспроцентных займов; 3. Улучшить социальную атмосферу в городе; 4. Показать новую систему ценностей, т.е. замещения части обычных денег их «быстрым» и беспроцентным эквивалентом, способным устранить кризисные явления за сравнительно короткий период.
Запуск ЛСР предлагается произвести поэтапно (вначале - на одном торговом центре (ТЦ)): 1. Выпускается объем дикеров на 50 000 грн и запускается в обращение на одном из ТЦ (к примеру, «рынок Чайка»). Это позволит увеличить товарооборот почти на 2 млн. грн в м-ц, или 5,5 тыс грн в м-ц на одну торговую точку. Чтобы заинтересовать ЧП в работе с ними, они принимаются в счет арендных и коммунальных платежей от ЧП. На этом примере показывается, что дикер - это локомотив экономики и «ломается» психологический барьер у населения. 2. Выпускается объем, равный 1/10 суммы долгов по зарплате в целом по городу, и принимается от населения расчеты за коммунальные услуги, равно как и расчеты между коммунальными предприятиями. На этом этапе, в силу конкуренции, прием дикеров начнут и другие предприниматели. 3. Одновременно запускается система беспроцентных займов, для чего часть поступивших коммунальным предприятиям дикеров ссужается уполномоченному агенту, а он выдает беспроцентные займы населению. 4. Через 6 м-цев подводятся предварительные итоги и принимается решение о закрытии или о продлении программы на 1 год. 5. Через год подводятся итоги и если цели достигнуты, продлеваем Программу на срок, или бессрочно. Заключение Для успеха необходима добрая воля, по меньшей мере, двух сторон: покупателей и продавцов, у которых эти люди покупают товары. Первые, ВЫНУЖДЕННО (гривны не хватает), но согласятся принимать дикеры в качестве дохода и займа (позики), вторые — в качестве расчетов за товары и услуги. Поэтому необходима БОЛЬШАЯ разъяснительная работа, которую мы готовы проводить под патронатом координационного совета. Введение программы в одном регионе показало бы на примере, как быстро можно осуществлять социальные и экологические проекты, которые в настоящее время находятся "вне игры", а результатом станет возникновение большой и дифференцированной экономики.
_________________ «Но я думаю, что внимательное рассмотрение подобных идей – это интеллектуально здоровое упражнение» (Доминик Стросс-Кан, из бывших )
|