igrek писал(а):
А_Ланов писал(а):
Я вас понял: деньги имеют долговую природу-она-же-суть (с чем вы не спорите), но суть денег не в долге.
Похоже, не поняли, потому и переврали. Долговую природу имеют только кредитные деньги. Остальные ни природы, ни сути долговой не имеют. Поэтому про деньги нельзя сказать, что они имеют долговую природу, если не уточнять, какие именно.
Я, кажется, понял, что вы имеете ввиду. Я упустил из виду, что вы под сутью денег готовы понимать лишь нечто общее для всех денег - то, что в обязательном порядке присутствовало бы во всех видах денег без исключения. А раз есть деньги, природа которых не долговая, а товарная, то, значит,и обязательства, заключённые в безнале и банкноте, по причине их отсутствия в товарных деньгах, нельзя считать характерным и общим для всех денег.
Игрек, я вовсе не собирался выставлять вас в неприличном свете. Но я просто был сбит с толку, потому что неоднократно и специально для вас уточнял, что речь о долговой природе идёт именно в отношении безнала и банкнот - основной массы современных денег. Их природа исключительно долговая, и вы с этим не спорите. Но ваши требования к сути денег как обязательно чего-то общего для всех видов денег вовсе не является правильным критерием. Общее для всех денег это их функции - платежа, накопления, обращения, меры стоимости. Но это не есть их суть, это их функции. Суть же это то, что первично. А функции, свойства, характеристики - уже вторично. Объект первичен, его свойства - вторичны.
В отношении денег можно сказать, что деньги в общем виде это то, что способно выполнять указанные выше "функции денег". В этом плане деньгами могут оказаться либо непосредственно товары, либо обязательства эти товары передать. Товарные деньги, их использование в качестве платежа, это всё тот же натуральный товаро-обмен, но с особенностью - как минимум один из товаров обладает высоким спросом. И это его свойство наделяет данный товар функцией платежа - им становится возможным расплатится за любой товар. Причём, эта функция может оказаться наиболее востребованной - настолько, что делает его ценным не как продукт для употребления, а именно как средство для обмена его на другие товары, что порождает следом и все остальные функции денег. Природа таких денег товарная, и связана она с высоким спросом на данный товар.
Так же обстоят дела и с обязательствами - те из них, которые оказываются надёжными в плане их материально-товарного исполнения, автоматически приобретают функцию платежного средства с теми же последствиями - приобретения всех остальных функций денег. Природа этого вида денег - долговая.
Таким образом, деньги могут иметь разную природу-тире-суть - товарную и долговую.
Современные деньги почти все "долговые", возникающие вследствие появления обязательств, которые с высокой вероятностью могут быть легко исполнены.
Функции денег одни и те же, а природа - разная.
Игрек, вы под сутью посчитали следствия, а надо - причины (природу). Суть безнала - обязательства; суть золотых монет - товар под названием "драгоценный метал"; суть "жидкой валюты" - товар под названием "алкогольный напиток".
Надеюсь, теперь всё встанет на свои места.
......
Цитата:
А ещё верно заметил Неомарксист: если деньги имеют долговую природу на основании того, что общество должно вернуть за них товар в будущем, то и просто товар, предназначенный к обмену безо всяких денег, тоже имеет долговую природу, потому что общество точно так же обязано предоставить товар в обмен, на тех же основаниях. Что, на мой взгляд, выглядит довольно нелепо, так как на самом деле общество ничего не должно ни в случае денег, ни в случае товара.
Здесь у вас произошла путаница, которая возникает всякий раз, когда какое-либо понятие используется вне своих понятийных рамок (наиболее хрестоматийный пример - апория Зенона про "неподвижно летящую" стрелу). Понятие "общественного договора" относится не к конкретным обязательствам материальной природы, а к морально-нравственным установкам в обществе: "своё - чужое", "воровать и отнимать чужое нельзя", "за базар надо отвечать", "долги надо возвращать". Из подобных нравственных предписаний проистекает свод поведенческих установок между членами общества, часть которых формализуется и обретает вид законов. Это и следует понимать под "общественным договором".
В этом плане деньги есть одно из следствий принятия членами общества "общественного договора" в виде неких общих правил в отношении собственности и товарообмена. Конкретно долговых денег - в принятии и разделении членами общества нравственной установки "исполнение обязательств".