Luk_M писал(а):
Денежные средства Правительства - это средства Правительства в Особом Банке. В расчет денежной базы не включаются.
А почему, как Вы думаете? По идее ведь надо бы включать. Они же легко могут попасть в банковские резервы и участвовать в мультипликации.
maxon писал(а):
Видите ли, мне ТРУДНО относиться к деньгам, собранным налоговой и таможенной службами, как к ещё не выпущенным. Вообще говоря, они должны бы побывать уже на корсчетах в банках, поскольку собраны у компаний, имеющих счета в банках.
Когда деньги с корсчёта переводятся на счёт правительства, они изымаются из оборота. И дальше к ним уже можно относиться как к ещё не выпущенным. Конечно, такое объяснение выглядит несколько надуманным. Но оно вполне корректно и вписывается в уже существующие правила подсчёта денежной базы.
maxon писал(а):
сначала та же Роснефть продав очередную партию нефти, получит долларовый счёт в каком-то западном банке. Затем часть этих денег переводится в российский банк и меняется на рубли. Это должно отразится на корсчёте этого банка в ЦБ. Так? И только затем уже с этого счёта таможенная пошлина попадает на счёт таможенных органов и учитывается как счёт Правительства. Вы согласны с таким пониманием происхождения денег Правительства?
Согласен. Только можно проще: некая организация перечисляет в виде налогов энную сумму со своего счёта в комбанке на счёт правительства в ЦБ.
А теперь вообразите, будто правительство каждый раз, когда получает перечисление на свой счёт, тут же на эту сумму выкупает у ЦБ свои облигации (или, например, золото, это неважно). При этом деньги совершенно бесспорно изымаются из оборота. А когда ему нужно куда-то перечислить деньги, оно сначала эти облигации продаёт. По всем показателям будет та же ситуация, что и с существующим счётом правительства (правда, при этом будут совершены некоторые излишние действия), но в денежную базу эти счета уже никак не попадут.
Вообще-то пока мне кажется, что счета правительства всё-таки следовало бы включать в денежную базу, иначе это может вводить в заблуждение при оценке макроэкономических показателей. Но я не исключаю того, что я чего-то не знаю и легко переменю своё мнение после получения новой информации.
uncle_Alex писал(а):
Остатки на счетах правительства в ЦБ базой не являются, согласен. Но являются ли эти остатки массой? Думаю нет, так как не входят в контур обращения второго уровня и стало быть не могут взаимодействовать с гражданами и предприятиями.
А по-моему, входят. Купили холодильник в кабинет министра Сидорова — деньги поступили на счёт продавца холодильников. Деньги вращаются в контуре.
maxon писал(а):
Будем открывать новую тему о монетизации?
Я бы с удовольствием пообсуждал. Не столько потому, что к этому привела дискуссия (я пока не вижу никакой связи), сколько потому, что мне не очень понятна проблема монетизации вообще.
Как, кстати, и проблема валютного комитета — я тут цеплялся за частности, а главного, похоже, так и не понял. Моё мнение таково: несмотря на формальные признаки валютного комитета (привязка рубля к доллару и обеспечение эмиссии иностранной валютой), Россия не подписывалась на валютный комитет, и её ничего не связывает. Если она посчитает, что нужно девальвировать или укрепить рубль, никто не запрещает ей это сделать. Нарушения суверенитета не вижу. Кстати, не так уж и крепко был привязан рубль к доллару за последние десять лет, разбежка курса была в 50% — от 23 до 36. Поэтому говорить о валютном комитете можно с большой натяжкой.